Двигатель автомобиля нуждается в большом количестве смазочных материалов, чтобы нивелировать трение, которое на скоростях его работы становится слишком сильным. Если бы в двигателе не было масла, все детали в нём постепенно разрушились бы. Смазочные материалы благодаря своей молекулярной структуре и физическим свойствам защищают поверхности двигателя от таких последствий, поэтому очень важно следить за ними: вовремя менять масло, постоянно проверять его уровень и т. д. От этого зависит «здоровье» двигателя.

Новые сальники

Зачем проверять уровень масла

Конструкция двигателя предполагает множество взаимодействующих элементов. Кроме того, в двигателе мощность надо как-то снимать и передавать, то есть двигатель должен взаимодействовать с другими системами автомобиля. В частности, коленвал выходит за пределы блока двигателя в двух сторон. Спереди он соединяется с механизмом газораспределения, а сзади со сцеплением.

Коленвал должен быть постоянно смазан. Он подвергается чудовищно большим нагрузкам из-за своей конструкции и формы, поэтому особенно важно оберегать его от «сухого» взаимодействия с чем бы то ни было. Но так как он выходит за пределы блока, в местах соединения с ГРМ и сцеплением нужна особенно сильная защита. Иначе как раз отсюда будет происходить утечка масла. Если водитель регулярно проверяет его уровень, он заметит изменения на щупе; падение уровня — повод наведаться в гараж.

Проверка уровня масла

Что искать в гараже

Передний сальник

Если в месте соединения коленвала с ГРМ вы видите потёки масла, то для начала следует убедиться, что дело именно в сальнике. Замасленность может возникнуть и по другим причинам, например, при загрязнениях в системе вентиляции картера или при банально пережатых шлангах этой вентиляции. Так что замену переднего сальника коленвала нужно проводить только после того, как вы убедились в его непригодности. Конечно, если он сам по себе деформирован, то раздумывать долго не о чем, однако это бывает не так уж часто.

Итак, вы убедились, что сальник придётся заменить. Вы вполне можете сделать это прямо в своём гараже, хоть это и не самое лёгкое занятие. Первое, что нужно сделать, это снять крышку ГРМ. В зависимости от модели вашего автомобиля она может крепиться по-разному, но в большинстве случаев надо отвернуть три болта, два боковых и один центральный.

Под крышкой расположены шестерни и ремень ГРМ. Для того чтобы заменить передний сальник коленвала, вам нужно снять ремень с шестерён. Опять-таки в зависимости от модели авто это делается по-разному, но и здесь есть универсальные моменты. Вам нужно будет снять правое колесо, провернуть шестерню на шкиве до специальной метки, а потом ослабить крепление этой шестерни на шкиве. Тогда ослабнет натяжение ремня и вы сможете его снять.

Замена сальника

Сальник расположен в месте крепления нижней шестерни шкива коленвала. Она расположена на его «носке», и вся система соединена с помощью так называемой шпонки. Вам нужно поддеть шкив, снять его, а потом то же самое проделать и со шпонкой.

Итак, мы добрались до переднего сальника коленвала. Заменить его на новый теперь просто: с помощью плоского шлица отвёртки вытаскиваете старый сальник, на новом сразу смазываете маслом рабочую кромку и забиваете его на место, используя молоток и головку от ключа или отрезок трубы подходящего диаметра.

Задний сальник

Чтобы поменять задний сальник коленвала, придётся потрудиться побольше. Симптомы у него в общем случае такие же, как и у переднего. То есть если вы, загнав машину на яму или подъёмник, увидели в месте соединения сцепления с двигателем потёки масла, то велика вероятность, что вам придётся менять задний сальник коленвала.

В зависимости от машины (передний или задний привод, возраст, особенности конструкции) вы будете либо откручивать кардан, либо снимать колесо. В любом случае делается это на зафиксированной упорами машине. Вам нужно будет снимать коробку передач, поэтому стоит хотя бы визуально проверить все открывшиеся детали. Дело в том, что замена заднего сальника коленвала — процедура достаточно редкая, и снова залезть туда с возможностью профилактики, возможно, вам нескоро выпадет случай. После коробки передач снимается корзина сцепления с диском, маховик и щит. На переднеприводной машине придётся также снимать полуось.

Сама по себе процедура замены, как правило, не вызывает сложностей, потому что все блоки и детали выполнены в удобном для монтажа размере. Итак, когда вы добрались собственно до сальника, в него нужно вкрутить саморез и вытянуть плоскогубцами. Выглядит странно, но размеры сальника подогнаны под размер блока и по-другому вы его просто не сможете вытащить. Иногда приходится вкручивать в края сальника даже два самореза, один напротив другого, и тянуть сразу с двух сторон, чтобы он вышел из корпуса. Можно сделать по-другому: снять весь корпус, заменить задний сальник коленвала прямо в нём и прикрутить обратно. Но в этом случае есть риск повредить прокладку корпуса, и тогда её придётся менять.

Обязательно проверьте подшипник коленвала, пока имеете к нему прямой доступ! Если он проворачивается с шумом или заедает, нужно его сразу же заменить.

Сборка производится в обратном порядке.

Как часто это будет нужно

Замена сальников коленвала производится по необходимости. Они изнашиваются, выходят из строя, начинают пропускать масло, и только тогда водитель замечает их неисправность. На разных машинах они служат по-разному, да что говорить! На одной и той же машине между их заменами проходят разные промежутки времени. Так что единственный способ не пропустить момент — это быть внимательным с уровнем масла.