Со времён первого появления автомобиля на публике водители задумывались о том, как его украсить, не меньше, чем о его ходовых качествах. Наклейки, надписи, экзотические цвета кузова, декоративные накладки — в ход шли все средства. И хоть спорить об эстетическом аспекте украшательства можно до хрипоты, пока такой тюнинг нравится владельцу авто, он имеет право на жизнь.

Цветная шелкография

Сейчас довольно популярным движением в этом направлении стали рисунки на стёклах. Существует множество технологий нанесения этих рисунков, одна из таких — шелкография.

При чём тут шёлк

Шелкография на стекле автомобиля представляет собой рисунок специальной краской, нанесённый через трафарет. Когда-то в качестве материала для этого трафарета использовался как раз шёлк, отсюда и пошло название технологии. Сейчас же вместо него используют пропитанную полимером ткань. Рисунок на бумаге прикладывают к ткани и облучают ультрафиолетом. Светочувствительный состав полимера из-за разницы в проходимости луча через бумагу и нанесённую на неё краску повторяет рисунок, становясь, таким образом, неоднородным.

После этого ткань прикладывают к стеклу. По ткани нужно провести прибором, заправленным краской; он наносит краску на поверхность ткани, а после этого резиновым прессом эта краска продавливается уже на стекло.

Собственно, это вся технология. Но внимательный читатель уже понял, что таким образом можно наносить только монохромные, чёрно-белые рисунки, а это не очень-то соответствует ожиданиям современной избалованной публики о шелкографии на авто. Поэтому вскоре после разработки этого метода в него были внесены изменения.

Полимерная краска

Во-первых, многоцветные рисунки стали наносить с помощью нескольких «проходов» прибора с краской. Для этого изготавливали несколько трафаретов, на каждом из которых были закрашены только те участки, которые нужно было залить тем или иным цветом. Таким образом, для 4-цветного рисунка нужно будет сделать 4 трафарета.

Во-вторых, есть варианты и с самой краской. Если она изготовлена на основе растворителя, то есть по старой проверенной технологии, то она считается традиционной. Такая краска легко наносится, но сравнительно долго сохнет. Кроме того, она накладывает некоторые ограничения на толщину. Из-за того, что краска в многоцветном рисунке наносится слоями, они могут накладываться друг на друга и, соответственно, утолщать рисунок. Так вот, традиционная краска имеет некий порог толщины. Если значение порога будет превышено, вес краски пересилит её сцепление со стеклом и рисунок просто отвалится.

Решение проблемы, как всегда, предоставляет наука и подгоняемый ей прогресс. Краска на основе полимерных чернил обладает улучшенными адгезионными свойствами, легче наносится и лучше высыхает. То есть, и это замечательно, мастерам не нужно закупать другое оборудование для новой краски, шелкографию на стекло автомобиля новыми красками можно нанести старым. Это позволяет хоть и не удешевить технологию, но держать цену на прежнем уровне. Кроме того, эта краска за счёт более приспособленной к задаче основы даёт более насыщенные, яркие цвета. Полимерная краска стала двигателем прогресса в области украшательства авто.

Нанесение шелкографии

Но мало просто нанести рисунок. Его ещё нужно сохранить. Стекло автомобиля подвергается «атакам» атмосферы: осадки, мелкий мусор, грязь на скорости работают как наждак, постепенно истончая и сдирая слои краски, разрушая картину. Полимерная краска и здесь даёт фору традиционным; она гораздо более устойчива к этим воздействиям и позволяет сохранить рисунок в исходном состоянии гораздо дольше.

Обратная процедура

Некоторые водители после нанесения рисунка ездят с ним некоторое время, а потом задумываются, как снять шелкографию со стекла. Так как краска наносится на внешний слой, а не внутрь «стеклопакета», её достаточно просто соскоблить. Однако если с традиционной краской вам поможет растворитель, то полимерные так просто не возьмёшь. Дело как раз в упомянутой выше адгезии. Краска реагирует с поверхностью стекла, проникая в его внешний слой. Речь идёт, конечно, о долях миллиметра, но тем не менее. Если взять специальный растворитель (К-2), то вы удалите рисунок. Однако если этот рисунок был на вашем стекле достаточно долго, то после у вас останутся на стекле мутные пятна. Они как раз и значат, что внешняя часть стекла была повреждена. По этой же самой причине, кстати, шелкография на лобовом стекле — плохая идея. Поможет в этом случае разве что глубокая полировка. Ну, или замена стекла на новое.

Пример шелкографии

Оргвыводы

Прежде чем закрашивать свои стёкла шелкографией, подумайте. Может, стоит ограничиться небольшим рисунком, который гарантированно не будет мешать обзору при вождении. Продумывайте каждую деталь будущей картины, будьте осторожны и ни в коем случае не закрывайте себе обзор полностью. Машина, украшенная красивой картиной, выглядит очень эффектно, и многие захотят себе такой же тюнинг, как у вас, но в любом случае на первом месте должна стоять ваша собственная безопасность. Так что руководствуйтесь здравым смыслом.