Выбор видов автомобильных ламп и их маркировки
В наше время предъявляется много требований к эксплуатационным характеристикам осветительных приборов. Рынок предлагает множество моделей, появившихся с момента изобретения лампы накаливания и аккумулятора.
Принцип выбора
Чтобы правильно подобрать оптику для своего автомобиля, нужно отталкиваться от заводских характеристик самой машины — маркировку цоколей, размер гнёзд и допустимую мощность. Внимание стоит обратить и на условия, в которых будет использоваться освещение: от этого зависит оттенок света и расстояние обзора.
Для грамотного подбора осветительных приборов достаточно знать марку и модель автомобиля, год её выпуска и объём двигателя. Тип автоламп указан на колбе, цоколе и упаковке. Сейчас наиболее распространены виды — галогеновые, накаливания, ксеноновые и светодиодные. Последние известны как наиболее современные, долговечные и мощные, но в то же время экономные в плане потребления энергии. Некоторые приборы комплектуются двумя спиралями одновременно, что позволяет им брать на себя несколько функций: габаритные огни, стоп-сигнал и прочее. Производители указывают множество характеристик с пояснениями, поэтому выбрать комплект освещения для своей машины можно по номеру или параметрам машины.
Виды осветительной оптики
Лампы накаливания
Классическая лампочка Эдисона представляет собой сферическую стеклянную конструкцию, где в безвоздушном пространстве находится вольфрамовая проволока, которая и излучает свет при нагревании. Электроны разогревают тончайшую проволоку, провоцируя электромагнитное тепловое и световое излучение. КПД таких приборов колеблется в диапазоне 6–8%. Он зависит от максимальной температуры накаливания, поэтому большинство бытовых лампочек ограничены в интенсивности свечения. Её жёлтый оттенок обусловлен низкой по современным меркам температурой нити — 2000 градусов по шкале Кельвина. Так, цветовая температура далека от оттенка солнечного света, что делает автолампу накаливания не самой приятной глазу человека. При более высоких температурах нить перегорает, а из-за оседания частиц вольфрама на стекле ограничивается прозрачность последнего. Таким образом, лампам накаливания свойственно затуманивание. В силу своей конструкции, классические автолампочки не позволяют фокусировать их световой поток отражателями. Такие приборы производятся с маркировкой R2, но в магазине их не встретить — стоит признать, что место им в музее.
Галогенные лампы
Их появление лишило пользователей множества неудобств, связанных с использованием классических ламп. Улучшения начались с формы колбы, которая позволила сократить длину нити. Сама же конструкция из кварцевого стекла стала похожа на цилиндр. Полость таких автоламп наполняется инертным газом с парами галогена (йод, бром и прочие). Такой внутренний состав ламп позволил им совершать самоочищение, так как молекулы вольфрама попадают обратно на нить накаливания. Стеклянная поверхность постоянно пропускает много света, делая такие автолампы более практичными в эксплуатации. Именно галогенные осветители начали поддерживать более высокую температуру накаливания, изменив диапазон цветовой температуры до 2700–3000К.
Крайне не рекомендуется прикасаться к стеклянной поверхности таких ламп, ведь отпечатки пальцев в дальнейшем мешают равномерному распределению энергии по колбе. Его нарушение приводит к трещинам и необратимым поломкам.
Ксеноновые лампы (газоразрядные)
Такие осветительные приборы являются самой последней технологией в автомобилестроении. Схожие внешне с галогенными лампами, работают они иначе: колба, накачанная ксеноном, получает разряд, который провоцирует дугу электронов создавать свечение. Цветовая температура этой оптики самая высокая и на значении около 8000К излучает синий оттенок. Спектр света на отметке 5000–7000К похож на солнечный, что делает такие автолампы наиболее приятными для зрения. Их эффективность в разы выше ранее описанных, а долгий срок работы и надёжность обеспечены конструкцией: отсутствует нить накаливания, которая могла бы сломаться в случае тряски. Они разжигаются быстрее классических и дают далёкий и чистый свет.
В качестве минусов таких приборов отмечена потребность в стороннем оборудовании. Помимо этого, для разжигания требуется до 20000 вольт. Спорным качеством является и уровень света: с одной стороны, он повышает обзор хозяина машины, но с другой — может ослепить встречных водителей.
Ксеноновые лампы ввиду сложной конструкции могут быть произведены только на заводе, что повышает их качество в целом, исключая шанс приобретения кустарных образцов.
Светодиодная оптика
Изначально в качестве автомобильные светодиодные лампы были использованы в верхних стоп-сигналах и задних фарах. Впервые белые светодиоды в освещении использовала фирма Audi в модели A8 W12 в 2004 году. Прошло чуть более десяти лет, но технология LED готова полностью заменить использующиеся на данный момент технологии. Ежегодно мощность светодиодов удваивается, что делает допустимым создание киловаттного устройства всего через 5 лет.
Преимуществами LED-технологии являются:
- Устойчивость к вибрации и ударам;
- Долгий срок службы;
- Малые затраты энергии;
- Высокий показатель яркости;
- Экологическая чистота.
Для замены обычных ламп на светодиодные не нужно менять цоколь или покупать стороннее оборудование — достаточно просто узнать тип гнезда на автомобиле и свериться по таблице идентичности осветителей.
Маркировка цоколя
Цоколь — это элемент крепления лампы в патроне, который передаёт напряжение от проводки к механизму освещения и поддерживает герметичность колбы лампы. Многие модели являются газонаполненными, поэтому цоколь должен справляться с защитой весь срок службы, чтобы не допустить его выхода. В светодиодных осветителях цоколь служит исключительно для установки прибора в классическое гнездо, так как LED-технология не нуждается в герметичности.
Введение ГОСТ 2023-88 позволило отсеять огромное количество видов цоколей автомобильных ламп, оставив несколько основных категорий.
Цоколи ламп:
А — Автомобильная лампа обыкновенная.
АМН — миниатюрная автомобильная лампа.
АС — софитная.
АКГ — кварцевая галогенная лампа.
Т — цокольная миниатюрная.
R — оптика цоколем из металла.
R2 — колба имеет диаметр более 40 мм.
P — 15 мм цоколь и колба до 26,5 мм.
SV(C) — софитная автолампа с цоколями с обоих концов. Чаще всего они используются для освещения номеров.
BA — штифтовой тип конструкции, где каждый штифты имеют симметрию.
BAY — аналогичная предыдущей, но один штифт смещён по высоте.
BAZ — один из штифтов смещён по высоте и радиусу.
W — цоколь сделан из стекла.
Категоризация не по цоколю
Литера «H» говорит о галогенной наполненности лампы.
Y — Если буква указана в начале, то автолампа имеет оранжевый цвет колбы.
Маркировка о количестве контактов
S — Один контакт.
D — два.
T — три.
Q — четыре.
P — пять контактов.
Заключение
Подбор автомобильных ламп зависит от функциональных потребностей водителя и его бюджета. Перед покупкой нужно убедиться, что оптика имеет цоколь, эквивалентный цоколю старого осветителя или гнезду машины. Эти данные можно узнать в инструкции к авто и сверить по таблице идентичности. Стоит особенно внимательно относиться к установке и эксплуатации некоторых видов осветительных комплектов.