Всё про надувной домкрат — принцип работы, возможности и преимущества, выбор и использование, цены и виды, обзор лучших моделей
Домкрат (название происходит от нидерландского слова dommekracht) — специальное устройство для того, чтобы поднимать различные грузы. Приспособление распространено среди автолюбителей, которые используют его чтобы ремонтировать машину снизу или менять колёса. Отличие домкрата от остальных механизмов подъёма (таких как кран, лебёдка и прочие) заключается в расположении — он устанавливается под грузом, что позволяет не использовать цепи, канаты и другие вспомогательные сооружения.
Всего существует 4 вида автомобильных подъёмников:
- Винтовой. Таким домкратом оснащаются многие легковые машины. Груз весом до 15 тонн поднимается на вращающемся элементе. Один или два подъёмных винта выдвигаются в направлении, которое зависит от вращения рукоятки. Такой вариант устойчивый, прочный, дешёвый и имеет эффективные габариты.
- Реечный. Домкраты такого типа чаще используют для ремонтных (в том числе дорожных) работ, а также монтажа, демонтажа и строительства. Они делятся на 2 вида — зубчатые и рычажные. Оба домкрата работают за счёт переноса груза стопорным устройством. Они поднимают до 20 тонн веса, удобные в использовании и ремонте.
- Гидравлический. Особенность устройства такого домкрата — жидкость внутри. Она создаёт давление, за счёт которого и поднимается груз — при этом человеку не нужно прикладывать много усилий. Гидравлические домкраты имеют высокий КПД, плавный ход, компактное, но жёсткое устройство.
- Пневматический. К этому виду и относятся надувные устройства, которые являются упрощённой версией — резиновая подушка со шлангом для закачки воздуха. Обычный пневматический домкрат работает за счёт подачи газа или сжатого воздуха, что заставляет «гармошку» устройства раскрываться и поднимать груз. Этот вид отличается простотой и универсальностью использования.
Надувной домкрат
Этот вид подъёмников для автомобилей относится к пневматическому устройству. Надувной вариант устанавливается под днище машины и поднимает её за счёт увеличения объёма резиновой подушки. Максимальный подъём достигается буквально за минуту работы.
Устройство, принцип работы и комплектация надувного домкрата
Подъёмник работает за счёт увеличения объёма конструкции, которая представляет собой подушку из резины. Она наполняется газом или воздухом за счёт одного из источников — внешнего (компрессора) или выхлопных газов машины.
Элементы и комплектация надувного домкрата:
- сама подушка подъёмника, которую делают из прорезиненного эластичного материала;
- шланг для соединения источника газа или воздуха с ёмкостью устройства;
- 2 коврика для установки сверху и снизу подушки — они защищают от разрыва и смещения;
- переходник на случай, если домкрат будет приводиться в действие компрессором;
- чехол для хранения и переноски устройства.
Возможности и сфера применения надувного домкрата
Подъёмник-подушка используется для подъёма автомобиля в разных ситуациях:
- для замены колеса;
- чтобы надеть на колесо цепь от скольжения по снегу и льду;
- чтобы вытащить машину из колеи на размытом бездорожье;
- при движении по занесённой песком местности;
- для того, чтобы вытащить машину изо льда или снега при пробуксовке.
Также надувной домкрат используют в строительстве, при монтажных и спасательных работах, стыковке сегментов труб. Конструкция подъёмника позволяет поднимать самые различные грузы даже в том случае, если у них небольшой зазор над землёй. Надувная подушка универсальна — работает даже на заболоченных или песочных, а также неровных поверхностях, в том числе с уклоном.
Надувной домкрат, в отличие от других видов, можно использовать даже на нетвёрдых и неровных поверхностях. Он поднимает легковой автомобиль весом до 3 тонн на 60 и более сантиметров над землёй.
Как использовать надувной домкрат
До того как расправиться, подушка выглядит как плоский резиновый мешок. Для использования домкрата нужно:
- Положить устройство под автомобиль (или другой груз) и аккуратно, равномерно расправить.
- Сверху и снизу расположить коврики из комплектации домкрата или более «серьёзные» предметы — обычные могут не так хорошо защищать от прокола.
- Закрыть замок соединения шланга с клапаном — это нужно для того, чтобы воздух не выходил обратно из подушки.
- Присоединить конец шланга к источнику газа или воздуха — это может быть как компрессор, так и выхлопная труба работающего автомобиля.
- Накачать подушку с помощью генератора или машины (во втором случае, если на холостых оборотах домкрат не надувается, можно добавить ещё).
- Следить за тем, как увеличивается объём устройства — если это происходит неравномерно или не в ту сторону, нужно выключить подачу воздуха и, если нужно, поправить подушку или сдуть её и начать заново.
- После того как подушка полностью накачается, шланг сам соскочит с выхлопной трубы (если используется этот вариант), а воздух не будет выходить благодаря клапану.
Надувные домкраты особенно популярны среди водителей внедорожников, которые часто ездят по пересечённой местности. Такой подъёмник будет полезен в любой внештатной ситуации от навешивания цепей на колесо до выталкивания машины из колеи.
При расположении резиновой подушки важно следить за тем, чтобы она не находилась рядом с нагревающимися или острыми элементами (выхлопная система, повреждённые детали кузова и прочее), иначе домкрат расплавится или пробьётся. Коврики защищают только сверху и снизу — при накачивании стенки расширяются и могут коснуться машины.
Также не рекомендуется использовать резиновый домкрат при температуре менее 10 градусов мороза, так как ёмкость может потерять герметичность. После использования устройство нужно аккуратно и ровно сложить и убрать в чехол.
Виды надувных домкратов, классификация устройств, грузоподъёмность и стоимость
Все резиновые подъёмники устроены по одному принципу: это надувная герметичная подушка из прорезиненного материала, которая расширяется по мере поступления в неё воздуха или газа. Способы увеличения объёма надувного домкрата различаются — всего их 2 (большинство подушек универсальны и им подходят оба):
- С помощью компрессора. Воздух попадает в подушку с помощью внешнего устройства — автоматического или механического насоса. При этом подойдёт любой источник. Преимущества этого способа надувания заключаются в отсутствии неприятного запаха, так как не приходится использовать выхлопной газ автомобиля, а также в том, что домкрат не зависит от машины и её исправности. Недостаток заключается в том, что при слабых возможностях насоса устройство будет не так эффективно.
- С помощью выхлопной трубы машины. Выход топливной системы подсоединяется напрямую к подушке домкрата с помощью шланга — так закачивается газ. Преимущества варианта — скорость надувания и ненадобность в дополнительном оборудовании. Недостатки — едкий как для человека, так и для резины подушки выхлопной газ, зависимость от работоспособности машины, а также потребность в полной герметичности топливной системы.
Классификация надувных домкратов происходит по стоимости, комплектации, функционалу и грузоподъёмности. Последний фактор является ключевым и определяет возможности подъёмника. Грузоподъёмность резинового устройства зависит от ширины его основания, то есть диаметра конструкции. Это легко объяснить на примере камеры автомобильного колеса, давление в котором измеряется в атмосферах — одна единица равняется килограмму на квадратный сантиметр. В случае с надувными домкратами принцип аналогичен.
Как правило, вес и комплектация всех воздушных резиновых подъёмников очень близки. Они, как и цена, зависят от грузоподъёмности устройства. Поэтому домкраты обычно делятся только по способности выдерживать определённый вес.
Преимущества надувных подъёмников перед остальными видами
У резиновых воздушных домкратов довольно много плюсов по сравнению с винтовыми, реечными, гидравлическими и обычными пневматическими. К ним относятся:
- не требуется приложение физических усилий для подъёма машины или другого груза;
- сложенный резиновый мешок можно положить под любую часть автомобиля, даже если расстояние от земли до днища минимальное;
- устройство можно использовать в любых условиях местности, а также до минус 10 градусов тепла;
- надувной домкрат весит не более 2 килограммов и занимает мало места;
- простота применения — достаточно расположить подушку, подключить источник воздуха или газа и начать наполнять, отслеживая, чтобы всё происходило равномерно.
Как выбрать надувной домкрат
Выбор воздушного подъёмника для автомобиля происходит по следующим критериям:
- Грузоподъёмность — основной фактор, который зависит от диаметра основания устройства. При этом настоятельно не рекомендуется превышать норму для подушки, ведь производитель не гарантирует работоспособность в таком случае.
- Высота в сложенном состоянии. Все надувные домкраты отлично помещаются под спортивный автомобиль с низким клиренсом — по этому критерию разницы почти нет.
- Максимальная высота груза над землёй. Как правило, надувной домкрат обеспечивает подъём от 300 до 500 миллиметров над землёй, но есть модели, которые — особенно в случае с лёгким автомобилем — выдают показатель 700 миллиметров.
- Стоимость и комплектация. Это зависит от производителя, но в общем показатели одинаковые. В набор оснащения входят сама подушка и шланг, а также адаптеры, чехол и 2 коврика для защиты резинового покрытия.
Обзор трёх самых популярных надувных домкратов в 2016 году
Несмотря на то что почти все воздушные подъёмники идентично устроены и продаются, на рынке есть и более сильные компании. Их домкраты могут иметь цену чуть выше средней, но производители отвечают за качество продукции.
Draper
Надувной домкрат английского производства. Как и другие устройства, представляет собой воздушный мешок, сделанный из полимера, армированного тканью. Каждый шов подушки домкрата прошит и заклеен, чтобы не выпускать воздух для сохранения давления, а также уменьшения риска разрыва.
Сбоку от мешка находится входное отверстие для воздушного шланга — он также состоит из полимера и защищён жёлтым тканым рукавом сверху. На одном конце расположена воронка из резины, а на другом — муфта для соединения и клапан, чтобы воздух или газ не выходили из подушки после накачивания. В комплекте с надувным домкратом идёт сумка для хранения и переноски, а также два защитных коврика.
Главной особенностью этой модели является то, что её важно правильно раскладывать перед работой и складывать для хранения. От этого зависят возможности подушки — иначе она может неправильно расправиться и даже сломаться или наклонить машину не в ту сторону, что надо. Домкрат имеет продольную форму и надувается, как все остальные модели: сначала во все стороны, после чего, когда ширина заполнена, начинается вертикальный подъём груза — автомобиля. Если разложить эту модель неправильно, одна из сторон может зажаться, а устройство выстрелить, вместо того чтобы расправиться.
Несмотря на требовательность к расположению под машиной, домкрат от Draper с завода сложен не всегда так, как надо. Поэтому сначала, перед первым использованием, его нужно расправить на земле и посмотреть, чтобы всё было ровно, а потом ровно складывать и аккуратно убирать и доставать из чехла.
До начала работы под надувной домкрат, а также сверху — между устройством и днищем автомобиля — нужно подложить коврики из комплекта. Это рекомендация производителя, а действие нужно для того, чтобы защитить подушку от разрыва и загрязнения. Многие автолюбители советуют использовать не коврики из комплекта, а другие — заводские зачастую слишком тонкие, маленькие и ненадёжные.
Тест и результат
Первое испытание проходило с машиной Мицубиси Лансер с полуторалитровым двигателем. У автомобиля довольно низкий клиренс, но относительно высокая резина — R14. Весит Lancer примерно 1 тонну.
Первая проблема, как написано выше, заключалась в том, что подушку обязательно нужно правильно расположить под днищем машины. Домкрат нужно равномерно распределить по площади, иначе он будет неправильно поднимать либо вылетит и автомобиль упадёт. При этом сам процесс подъёма происходит очень быстро. Накачивание происходило через выхлопную трубу и заняло 30 секунд.
Для удерживания автомобиля в поднятом состоянии мешок не нужно подкачивать — клапан отлично справляется с удержанием воздуха или газа. Опускается машина за счёт того, что избыточное давление выпускается через соединительную муфту шланга и домкрата.
Грузы с маленьким зазором или автомобили с низким клиренсом Draper поднимает и в горизонтальном положении — когда подушка лежит на боку. Сами производители не рекомендуют так делать, потому что домкрат не рассчитан на такое использование.
Для более объективного теста в качестве второго груза использовалась Лада Нива. Посадка у внедорожника выше, а вес больше — от 1,3 тонны. За счёт такого клиренса накачивание домкрата должно занять больше времени.
Также важно заметить, что при накачивании подушки через выхлопную трубу нужно плотно соединять последнюю со шлангом — желательно даже придерживать рукой. В ином случае переходник просто выбьет из-за сильного давления. При этом по мере накачивания шланг выталкивается всё сильнее — держать шланг нужно крепче.
Домкрат Draper сделан из специального гибкого полимера, но это накладывает на него ограничение в виде риска поломки при низкой температуре. Тестирование работы надувного домкрата при −10 градусах по Цельсию показало, что система подачи воздуха работает отлично, но сам мешок раскладывать не очень удобно — пластик замерзает и твердеет. Это также может привести к растрескиванию и поломке устройства, поэтому лучше не использовать его при температуре меньше минус десяти градусов.
У надувного домкрата Draper большая площадь относительно многих других моделей — он не продавливает поверхность под собой, как это делают остальные, поэтому его легко использовать почти на любой поверхности. Этот подъёмник отлично подходит для внедорожников, потому что его легко использовать на пересечённой местности.
Так, преимущества надувного домкрата Draper заключаются в возможности использования на любой поверхности и маленьком весе. Недостатки — невозможность использования при температуре от −15 градусов по Цельсию, а также требуется аккуратность при раскладывании и складывании.
Сорокин 3.693
Домкрат, как можно понять из названия, производится в российской компании. Он выполнен из материала ПВХ высокого качества и может надуваться с помощью выхлопных газов автомобиля (эта особенность есть не у каждого устройства). Наполнение подушки происходит через шланг: с одной из сторон он имеет штуцер забора воздуха или газа, а с другой — насадку на трубу машины. Модель оснащается специальной пробкой, что защищает от превышения максимального давления в мешке. Если домкрат перекачан, предохранитель вылетает.
Комплектуется Сорокин 3.693 сумкой для переноса и хранения, а также двумя защитными ковриками, чтобы прокладывать между поверхностью, подушкой и автомобилем. Также в наборе есть заплатки и клей для ремонта оболочки, если она повреждена, и пара перчаток для удобной работы в любых условиях.
Максимально допустимый вес, который поднимает модель 3.693, составляет 3 тонны. Высота подъёма по заявлению производителя — 46 сантиметров. Разумеется, как и при работе с другими надувными домкратами, нужно избегать контакта устройства с горячими поверхностями и деталями, которые могут порезать или проколоть подушку.
Тест и результаты
Сорокину свойственны те же проблемы, что и Draper. К ним относятся трудности при установке под автомобиль — домкрат постоянно выскальзывает, если разложить его неправильно. Кроме того, шланг 3.963 нужно крепко прижимать к выхлопной трубе — насадка постоянно пытается отвалиться под давлением.
К неоднозначным особенностям Сорокина 3.693 можно отнести относительно короткий шланг — он не подойдёт некоторым автомобилям, особенно с длинным кузовом, если нужно поднять машину спереди. Также этот надувной домкрат имеет требование к наконечнику трубы для выхлопа — он не работает с треугольными, прямоугольными и другими нестандартными формами.
В подушке Сорокина при использовании в качестве источника автомобиля скапливается конденсат. Он загрязняет надувной домкрат изнутри, и его приходится периодически вымывать. Если это не делать, в мешке появятся микротрещины, которые увеличат риск небольшого спускания давления или даже разрыва при работе.
Атолл-АГ 47×61
Надувной домкрат из высокопрочного поливинилхлорида. Устройство, как и описанные раньше, имеет вид баллона со штуцером посередине стенки. К пробке присоединяется шланг компрессора. Максимальное давление для накачивания — 0,7 атмосферы, а при его превышении штуцер выталкивает шланг. Вылетевшая пробка становится непригодной для использования, так как обрывается крепёж, поэтому рекомендуется купить и возить с собой несколько дополнительных элементов.
Как и другие модели, Атолл-АГ нельзя использовать в контакте с острыми или горячими поверхностями. Как вариант — можно дождаться полного остывания выхлопной системы, после чего использовать домкрат.
Атолл-АГ 47×61 комплектуется двумя защитными ковриками, ремонтным набором (заплатки из ПВХ и специальный клей), парой тканевых перчаток. В дополнение идёт адаптер, для того чтобы присоединять шланг к самому мешку — этот элемент универсальный и работает с любым надувным домкратом.
Грузоподъёмность устройства габаритами 47 на 61 сантиметр составляет 3 тонны. Максимальная заявленная высота подъёма транспортного средства — 45 сантиметров.
Тест и результат
Первая и основная проблема — правильное размещение подушки под грузом. Она встречается у большинства домкратов: мешок должен быть расположен так, чтобы его нижняя и верхняя части находились на одной прямой и были перпендикулярны поверхности и кузову автомобиля. Таких требований не возникает только к надувным домкратам, сделанным по принципу гармошки, но в случае с Атолл придётся потрудиться над установкой.
Модель также можно использовать на мягком грунте или снегу. В остальном домкрат идентичен другим популярным моделям.
Итог
Многие водители спорят насчёт того, может ли надувной домкрат заменить «обычный» — винтовой, гидравлический, реечный или твердотельный пневматический. Каждый вид имеет свои уникальные особенности и подходит для разных целей, поэтому такое сравнение не совсем правильное. Преимущества надувных домкратов — лёгкость и простота устройства, дешевизна, универсальность и возможность работы в ограниченном пространстве и на мягкой поверхности. Кроме того, для работы с ними не нужны усилия водителя. Не подойдут воздушные подушки для очень низкой температуры и сложных условий вроде горячих или режущих элементов груза. Также надувные домкраты не очень удобно использовать — многие нужно раскладывать определённым образом.