Во времена тотального дефицита советской эпохи в стране существовала армия народных умельцев. Они с легкостью из подручных средств создавали тюнинговые вещицы для «Жигулей» и «Москвичей». Такие предметы играли декоративную роль в спартанских интерьерах отечественных автомобилей и имели практическое назначение.

Оплетка руля

В том, что наши предки вынуждены были создавать шедевры макраме из цветной проволоки, капельниц, плотных нитей и бечевки, была виновата конструкция рулевых колес: слишком тонких, из гладкого пластика.

Если случалась внештатная ситуация и требовалось резко вывернуть руль – руки просто скользили по глянцевой поверхности. Плотная объемная оплетка позволяла решить эту проблему.

Прозрачный набалдашник на ручку КПП

Шедевр кустарного производства из пластика и эпоксидной смолы. Они необычно смотрелись с розочкой, пауком или скорпионом внутри.

Такие набалдашники были гораздо объемнее и тяжелее оригинала, не скользящие, с рифлеными гранями. Они лучше ложились в широкую мужскую ладонь и добавляли удобства водителю.

Накидка из деревянных роликов

До сих пор этот девайс используется по назначению. Нередко можно встретить автомобили с деревянными роликами на водительском кресле.

Считается, что при длительных поездках за рулем ролики массируют спину и органы малого таза, снимая в них застойные явления и улучшая общее самочувствие водителя. Так это или нет – науке неизвестно, но и явного вреда от них тоже нет.

Светоотражатели на брызговиках

Этот элемент декора был необходим в первую очередь для привлечения внимания женщин. Они бликовали на солнце, переливаясь яркими огоньками.

Однако и со своим прямым назначением они также неплохо справлялись, отражая свет фар приближающегося автомобиля, тем самым ярче обозначая объект в условиях недостаточной видимости. Поэтому сотрудники ГАИ никогда не требовали снять эти инородные элементы с брызговиков.

Резиновая игрушка на выхлопной трубе

Это была своеобразная попытка защитить свой автомобиль от детского вандализма. Юные шалуны ради развлечения могли засунуть в выхлопную трубу стоящего во дворе автомобиля камень или картофелину, и, выглядывая из-за угла, наблюдать за тем, что будет дальше. Такие игры могли закончиться выводом двигателя из строя и его ремонтом. Поэтому автолюбители иногда крепили изолентой резиновую игрушку с небольшим отверстием на выхлопную трубу, но так поступали редко.

Гораздо чаще голову игрушки надевали на фаркоп. Поскольку люди ездили на дачи, приходилось покупать прицепы. Для этого умельцы приваривали к днищу специальные железные фаркопы. Чтобы на них не попадала влага во время дождя и они меньше ржавели, их пытались прикрыть резиновой головой какого-нибудь пупса. Выглядело это смешно и страшно одновременно.

Электронное зеркало

Еще одна практичная вещь для старых автомобилей, которые не были снабжены качественной оптикой. Среди самых распространенных моделей было электрозеркало заднего вида «Полесье-02». Оно легко крепилось на салонное зеркало и подсоединялось к бортовой электросети, давало прекрасный панорамный обзор заднего вида и было дополнительно снабжено функциями электронных часов и будильника.

Занавески на окна и катафоты

Купить автомобиль в советское время было не просто, даже имея на руках нужную сумму денег. Надо было записываться заранее и годами стоять на очереди в торговых организациях. Поэтому автомобиль воспринимался именно как роскошь. За ним ухаживали.

Каждый облагораживал свой автомобиль, как мог. Отсюда и шторки на окнах, чтобы и уют создать, и салон не выгорел. Отсюда и всевозможные катафоты, наклейки на стекла и чехлы для сидений.

Вентилятор в салоне

В старых автомобилях не было не только системы климат-контроля, но и просто обдув работал не всегда. Поэтому проблема повышенной температуры в салоне разогретого автомобиля была актуальна. Особенно это касалось южных регионов. Вентилятор в салоне – попытка решить проблему подручными средствами.

Глядя на нынешние автомобили, понимаешь, насколько более продуманными и комфортными стали современные средства передвижения.