Понятия право- и левостороннего движения применяют для обозначения способа разъезда встречных транспортных потоков. В левостороннем случае транспорт должен разъезжаться правыми боковинами, то есть находиться по правую руку друг к другу, а в правостороннем – левыми.

Ещё много веков назад выяснилось, что единый для всех порядок езды обеспечивает безопасность движения, значительно сокращая количество заторов и лобовых столкновений. Законодательно левостороннее движение было закреплено английскими властями в 1756 году. За несоблюдение правила взимался штраф в размере фунта серебра.

Можно выделить две основные версии того, почему в середине восемнадцатого века Англия определила для себя именно передвижение по левую сторону дороги.

Римская версия

Согласно этому варианту событий левостороннее движение “привезли” в Англию римляне, в 45 году н.э. захватившие Британские острова.

В Древнем Риме была распространена именно такая организация движения. Это обусловлено тем, что оружие легионеры держали в правой руке – следовательно им было тактически выгоднее перемещаться по левой части дороги (на случай непредвиденной встречи с врагом). В этом случае противник оказывался со стороны рубящей руки.

В защиту этой теории свидетельствуют результаты археологических раскопок. В 1998 году в графстве Уилтшир (юго-запад Англии) была обнаружена каменоломня римлян. Левая колея дороги, расположенной подле неё, по сравнению с правой, выглядела более разбитой.

Морская версия

Морские традиции оказали существенное влияние на культуру нации. По существовавшим в старину правилам английский корабль обходил встречное судно именно с левой стороны. Следовательно, этот закон мог распространиться и на сухопутное движение.

В актуальных на сегодняшний день международных правилах судоходства утверждено правостороннее движение.

Влияет ли сторона движения на безопасность

Специалисты утверждают, что сторона передвижения по трассе на безопасность никак не влияет, это вопрос привычки и опыта водителя. Однако можно отметить ряд недостатков при езде на праворульных автомобилях в правосторонних странах и на леворульных – в левосторонних. Так, если перед машиной движется грузовик или автобус, возникают трудности с обзором. Можно не заметить встречного транспорта, обгон становится проблематичным. Но зато у водителя появляется возможность выхода не на проезжую часть, а на тротуар.

Ещё одно затруднение, возникающее в автомобилях с правым рулём – это расположение коробки передач с левой стороны от водителя. Всё-таки у большинства людей ведущая рука – правая и им переключать скорость удобнее именно ей, а приходится левой.

Что касается поездов, электричек, метро и трамваев, то в этих случаях тип движения совсем никакого влияния на безопасность не оказывает. Кстати, не всегда направление железнодорожного транспортного потока совпадает с автомобильным. Существуют правосторонние страны с левым вектором перемещения на железных дорогах . А в Индонезии автомобили едут по левой половине трассы, а железнодорожный транспорт – по правой колее.

Где ещё левостороннее движение

Ещё в середине двадцатого века Великобритания была империей со множеством колоний. После получения статуса независимости в большинстве из них сохранился привычный тип передвижения.

Причиной появления “левизны” на дорогах Японии стала политическая дружба руководства страны с британскими властями. В 1859 году сэру Рутерфорду Алкоку, послу королевы Виктории, удалось убедить правление островного государства принять левостороннее движение.

На сегодняшний день по левой стороне дороги принято ездить на территории 52 стран. В Европе с Великобританией солидарны Ирландия, Кипр и Мальтийская Республика. В Азии это Япония, Индия и граничащие с ней Пакистан, Непал, Бутан, Бангладеш, Шри-Ланка и Мальдивы, а также Тайланд, Индонезия, Восточный Тимор, Бруней, Сингапур и Малайзия.

Среди государств Северной Америки левой стороны в процессе езды придерживаются на Багамских Островах, в Антигуа и Барбуда, в Сент-Люсии, в Доминике, в Сент-Китс и Невис, в Гренаде, на Барбадосе, в Сент-Винсент и Гренадинах. Что касается Южной Америки, то здесь можно выделить Гайану, Суринам, Тринидад и Тобаго.

Страны, расположенные на юго-востоке Африканского континента также сохранили левостороннее движение. Это: Уганда, Кения, Танзания, Замбия, Мозамбик, Малави, Зимбабве, Южная Африканская Республика, Лесото, Эсватини, Ботсвана, Намибия, Маврикий и Сейшельские острова.

Австралийский союз также относится к государствам, утвердившим езду по левой половине дороги. Есть такие и среди соседствующих с ним стран Океании. В Новая Зеландии, Королевстве Тонга, Папуа-Новой Гвинее, на Фиджи, Соломоновых Островах, в Тувалу, Науру и Самоа тоже соблюдают левостороннее движение.

Левосторонние участки встречаются и в странах, где утверждено правостороннее движение. Например, улица генерала Лемонье в Париже; Высокий переулок в Одессе; разъезд на ул. Лескова в Москве и набережная реки Фонтанки в Санкт-Петербурге.