Многие автомобилисты старшего поколения с теплом вспоминают период Советского Союза. Тогда и пиво было вкуснее, и пища натуральнее, было бюджетное образование, качественная медицина, а квартиры государство раздавало бесплатно. А еще в СССР был большой ассортимент бензина, который специально окрашивали в разные цвета. И делали это вовсе не для развлечения.

Почему советский бензин был разноцветным

Изначально этот опыт был перенят у развитых стран Западной Европы. Там горючее подкрашивалось для упрощения его сортировки, определения и использования. В СССР эти технологии применялись с той же целью.

В стране имелось огромное количество разносортного сырья для заправки автомобилей. Все его виды различались октановым числом, составом, назначением и другими критериями.

Насыщенность оттенков красителей подтверждала, что производитель честен перед покупателем: топливо не разбавлено и не содержит посторонних примесей. Этим методом даже ребенок мог определить, что перед ним не подделка.

Придание оттенка также облегчало различие марок. Согласно ГОСТу автомобильное топливо отечественного изготовления должно было быть окрашенным в следующие оттенки: А-66 — оранжевый, А-76 — зеленый, АИ-93 — синий, АИ-98 — желтый.  Единственным неокрашенным видом оставался АИ-72, т.к. он был неэтилированным.

Таким образом, любой автомобилист, заправляя свою машину, мог самостоятельно удостовериться в соответствии типа продукта и в том, что он не разбавлен дешевым керосином.

Влиял ли краситель на качество бензина

Красящие пигменты, которые добавляли в топливо, были полностью безопасными и не ухудшали заводские характеристики машины. Что с красителем, что без него оно было одинаковым.

В большинстве случаев краситель лишь несколько изменял состав горючего, не снижая его качественных свойств. Краски являлись полностью нейтральным компонентом. Соответственно, на работу двигателя краситель не влиял. На стоимости его наличие тоже не отражалось.

Окраска выполняла функцию индикатора присутствия в составе тетраэтилсвинца. Горючее, в составе которого присутствовал тетраэтилсвинец, было этилированным. Это вещество способно снижать вероятность детонирования при поступлении в камеру сгорания двигателя и предотвращать последующую порчу мотора.

Можно ли встретить разноцветный бензин сейчас

Сегодня, как и полвека назад, в отдельных странах Европы практикуют окрашивание горючего биологическими маркерами. Цель окраски — отсортировать все топливо по назначению. В Англии, Германии, Франции в рамках господдержки сельскохозяйственной отрасли второсортный бензин, предназначенный для тракторов и комбайнов, подкрашивают.

У такого топлива низкая степень очистки, маленькое октановое число и некачественный состав. Оно поставляется фермерам на льготных условиях. Подкрашивание позволяет избежать незаконную подмену товара на АЗС дешевым низкосортным, предназначенным для сельхозтехники аналогом. А во Вьетнаме весь существующий бензин окрашивают до сих пор.

В России ГОСТ на цветное горючее уже давно не действует, но до конца он все еще не исчезло. Крупные нефтеперерабатывающие корпорации с помощью красок придают ему «фирменный» оттенок, чтобы защитить свою продукцию от подделок.

Для борьбы с поддельным горючим российский Минпромэнерго готовит законопроект, разрешающий цветное топливо в отдельных сферах применения. Однако, как заявили представители ведомства, такой продукт будет стоить дороже.