На рынке топлива бензин АИ-95 едва ли не самый противоречивый — мифы и реальные факты о нем и сегодня вызывают вопросы в среде автолюбителей.

Особый бензин в СССР

Впервые в стандартах СССР марка АИ-95 появилась в 1975 году, хотя в ОСТ 38-01-9-71 прозвучало, что в стране производится бензин «экстра» с октановым числом по ИОЧ не менее 95. В 1983 году в справочнике НИИАТ сжато было указано, что 95-й подходит двигателям с высокой степенью сжатия

Тогда это была единственная марка, к которой не устанавливалось требование к цвету.

В советское время купить 95-й можно было только по талонам — так осуществлялась борьба со спекулянтами. Впрочем, это не помешало талонам стать своего рода теневой валютой, хотя, конечно, сдерживало спекулятивный промысел.

АИ-95 в США

На заокеанских заправках можно увидеть таблички предлагаемого горючего: 87-го, 89-го, 91-го, 93-го, но нигде не будет указателя на 95-й.

Причина в том, что октановое число, обуславливающее марку топлива, в штатах и России определяется разными методами.

В нашей стране этот показатель определяется по исследовательскому октановому числу, а в США — как половина суммы исследовательского и моторного ОЧ. Отсюда и разница в несколько единиц.

Поэтому любителям американского авто, в техдокументации которого указывается 91-й, можно смело заливать отечественный АИ-95.

Нельзя покупать впрок

Длительное хранение топлива существенно снижает его качество, и на это влияют следующие факторы: во-первых, с течением времени горючее испаряется, во-вторых, при контакте с кислородом — окисляется, в-третьих, происходит распад присадок, и, в-четвертых, образовывается осадок.

В результате таких метаморфоз в горючем снижается октановое число и увеличивается количество смол. Использование такого топлива вряд ли добавит «здоровья» двигателю.

По ГОСТу Р 51105-97, срок хранения любого бензина составляет 1 год, за исключением бензина с индукционным периодом не менее 1200 мин. (для него 5 лет).

Можно запастись горючим на несколько месяцев, поместив его в прохладное место, в полных железных канистрах или бочках, но не следует делать запас на 10 лет вперед.

95-й не хуже 98-го

По поводу 95-го среди потребителей бытует мнение, что горючее чрезмерно напичкано компонентами, вредными для автомобиля. Однако с начала 2016 года на основании Технического регламента Таможенного союза бензин любой марки должен соответствовать экологическому классу К5.

Кроме того, существует мнение, что на 98-м авто едет быстрее, чем на 95-м.

По мнению специалистов, возможности машины могут быть увеличены, если производитель советует обе марки, а двигатель авто обладает высокой степенью сжатия или наддувом. В других случаях обещанная эффективность 98-го не более чем рекламный ход производителя.

Растущий спрос в России

В результате онлайн-опроса, проведенного аналитическим агентством «Автостат», без малого половина опрошенных заправляют свои автомобили 95-м. На долю 92-го и 98-го приходится в общей сложности чуть более 40 %.

Как считают эксперты, в ближайшее время такие пропорции как минимум сохранятся, но в перспективе доля потребления 95-го будет расти, а вот 92-го, наоборот, снижаться.

Технические требования импортных автомобилей рекомендуют использовать бензин, соответствующий нормам стандарта EN 228, который не предусматривает выпуск АИ‑92. А заливать в бак нового автомобиля топливо, даже не упоминаемого как возможное, — риск, на который решится не каждый владелец.