У этого автомобиля были все шансы стать народным. Красивый, милый и элегантный одновременно, возможно, он примелькался бы на улицах городов и снялся в комедии «Три плюс два», дополнив собой образы главных героинь. К тому же с рождения он получил оригинальное имя, как нельзя лучше характеризующее его внешность и озорной нрав. Но в серию автомобиль НАМИ-050 «Белка» так и не пошел, поэтому был незаслуженно забыт и сегодня о нем мало кто знает.

Странная «Белка»

В начале 50-х годов ХХ века основная тенденция европейской автомобильной моды заключалась в создании автомобиля для всех — доступного и несложного в производстве.

Так появились немецкие BMW Isetta, Messerschmitt KR200, Heinkel Kabine, итальянская Iso Isetta и ряд других специфических транспортных средств, отличавшихся от мотоцикла только наличием четырех (иногда трех) колес и закрытого кузова с единственной дверью, открывавшейся вперед.

Учитывая европейские веяния и повышение уровня жизни населения, задумались над разработкой «народного автомобиля» и в Советском Союзе.

В начале 1955 года в конструкторском бюро Ирбитского мотоциклетного завода возникла идея создания и запуска в массовое производство простой и недорогой машины особо малого класса.

Проектированием модели занялась группа молодых инженеров под руководством Б. М. Фиттермана, и через шесть месяцев автомобильчик достаточно смелой компоновки с оригинальным названием «Белка» был доставлен в Москву.

Отличия от привычного «Запорожца»

На начальном этапе проектирования конструкторы решили: автомобиль должен соответствовать придуманной ими формуле «5х5»: вмещать 5 человек, иметь массу 500 кг, запас хода 500 км и оснащаться двигателем объемом 0,5 л, расходующим 5 литров топлива на 100 км пробега. Для 1955 года это было смело.

И добиться таких характеристик конструкторам удалось. Проверенный годами мотоциклетный двигатель М-72 объемом 0,75 л и мощностью 23 л. с. оборудовали вентилятором принудительного охлаждения и соединили с доработанной трехступенчатой коробкой передач от «Москвич-401», расположив агрегат в задней части.

Мотоциклетную тормозную систему усилили гидроприводом, а пружинную независимую подвеску разработали «с нуля», как и разборные колесные диски.

Но самой оригинальной частью «Белки» был ее кузов вагонного типа, представлявший собой обтекаемую капсулу с закругленными формами. Единственная дверь располагалась спереди, ее конструкция представляла собой полностью откидывающуюся вперед переднюю часть, через которую проникали в салон водитель и передний пассажир.

Дверь для пассажиров заднего ряда располагалась сбоку справа. Была даже придумана эмблема — профиль белки, сидящей на задних лапках с прижатым к спине хвостом. Скомпонованные в одном блоке с боковым повторителем поворота эмблемы крепились по бокам передней части.

История проекта

Мировых аналогов у «Белки» на тот момент не было — это был полноценный пятиместный автомобиль, пусть и с мотоциклетным мотором, но достаточно мощным. Европейские машины такого класса представляли собой двухместные крытые мотоколяски, которые автомобилями назвать нельзя.

Два года испытаний для НАМИ-050 не прошли бесследно — появился сельскохозяйственный вариант, был спроектирован кузов из углеродистого волокна, разработана собственная КПП, доработан двигатель.

Несмотря на это, в 1957 году чиновники из Минавтопрома СССР отдали предпочтение прототипу будущего ЗАЗ-965, а несколько экземпляров «Белки» так и остались мечтой о народном автомобиле.