Будущее за электрокарами и полноприводными гибридными автомобилями. Даже Ferrari стала оснащать свои суперкары полным приводом. На этом фоне заявление BMW о том, что компания не откажется от выпуска заднеприводных моделей на “механике”, выглядит необычно. Почему немецкий концерн идёт против мейнстрима?

Механика с задним приводом – исчезающий вид

Массовый выпуск автомобилей с МКПП навсегда остался в прошлом. В США только 2% от проданных в 2018 году машин было оснащено ручной коробкой передач. Преимущества “автомата” в мегаполисах очевидны. Выросло поколение водителей, чьи ноги никогда не касались педали сцепления. И в России в 2016 году была пройдена точка невозврата. По данным портала Авторевю, машины с «автоматами», вариаторами и роботизированной механикой заняли 51,3% от суммарного объема продаж. Это не Штаты, но тенденция налицо.

Плюсы и минусы заднего привода

Чем не угодил покупателям задний привод не так очевидно, как в случае с коробкой передач. Но здесь как раз дело не столько в покупателях, сколько в производителях. Себестоимость переднеприводных и полноприводных авто ниже, они экономичнее, имеют меньшую массу, их легче обслуживать и соответственно продвигать в массы. Рынок немедленно реагирует на возможность снижения издержек.

И вот уже преимущества заднего привода благополучно забыты:

  • идеальная развесовка “50/50”;
  • лучшие характеристики сцепления при разгоне;
  • занос легче устраняется даже новичками;
  • меньший радиус разворота в сравнении с полным и передним приводом.

Зато минусы ярче заиграли на фоне главного – более высокой цены:

  • склонность к заносу (хоть он и легче устраним), особенно на зимних и плохих трассах;
  • больший вес и меньшая полезная площадь салона за счёт “карданного тоннеля”;

Автомобиль “для хорошей погоды”

В интервью австралийским журналистам, которое разместил портал GoAuto, председатель правления BMW M GmbH Маркус Флаш (Markus Flasch) заявил, что не видит смысла когда-либо отказываться от заднего привода на механике. Но подчеркнул, что такие автомобили будут выпускаться для определенных клиентов, которые могут себе позволить приобрести культовые М2, М3 или М4 для особых случаев. У таких клиентов, как правило, уже есть базовый автомобиль с полным приводом и автоматической коробкой, а вариант на заднем приводе и с ручной коробкой они покупают, чтобы “выгулять его в хорошую погоду”, по особому случаю.

Что в автомобилях М-серии так привлекательно для избранных? Будь дело только в финансовой составляющей покупки, ниша для заднеприводных авто на механической трансмиссии была бы куда больше.

Дело здесь вовсе не в обеспеченности, хотя и в этом тоже. Для некоторых энтузиастов нет другого способа вождения, кроме как с помощью “ручки”. Числа и логика не имеют значения. «Непревзойденный контроль над машиной, огромное физическое удовольствие от идеальной смены передач», – так описывает свои ощущения Марк Джиллис (Mark Gillies), который будучи бывшим исполнительным редактором Car and Driver, имел завидный успех на гоночной трассе. «Я чувствую больший контакт с машиной, когда управляю механикой».

Такие пуристы как Джиллис утверждают, что автоматическая коробка убивает искусство вождения. «Управляя машиной на пониженной передаче, ты учишься водить спортивный автомобиль», – сказал Бассо. «Они отнимают это у нас», – сказал он, имея в виду глобальную тенденцию к отказу автопроизводителей от МКПП.

Задний привод и механика – не только для гоночной трассы, они нужны и обычным людям

«Когда обычный человек слышит, что у вас ручная коробка, он думает, что Вы какой-то луддит», – сказал Брайан Муди (Brian Moody), исполнительный редактор Autotrader. «Но понимание того, как работают механические элементы, может повлиять на Ваши действия и реакцию за рулем».

Механическая коробка нужна не только гонщикам. Такого мнения придерживается основатель школы безопасности для подростков Марк Бассо (Mark Basso). “Автомобиль – не тостер”, – говорит он. “Когда вы управляете сцеплением, вы можете понять внутреннюю работу автомобиля.”

У следующего поколения водителей будет не так много возможностей понять, как связаны трансмиссия и двигатель, но некоторым любителям это удовольствие еще долго будет доступно; во многом благодаря BMW и его верности традиционным плюсам заднего привода и ручной коробки, пусть и на ограниченном количестве моделей.