В первой половине июня 2020 года Госавтоинспекция России объявила о начале внедрения новой технологии тестирования водителей на наличие в крови алкоголя и наркотиков. Подробные разъяснения по этому вопросу дал заместитель начальника ГИБДД Александр Быков.

По его заявлению, проект нововведений уже проработан и направлен на обсуждение в Общественную палату. После получения заключения этого ведомства, работа над проектом продолжится уже в Правительстве. Быков отметил, что новая технология позволит проверять водителей выборочно из оживленного потока буквально за несколько секунд. Оформление протокола, видеосъемка процедура или поиск понятых не потребуются.

Для ускорения работы тестирование будет применяться, в большинстве случаев, на однополосных дорогах. Так получится охватить всех водителей в потоке, не создавая заторов. Быков однозначно заявил, что новые тесты не заменят полностью медицинское освидетельствование. При наличии показаний к его прохождению, потенциальный нарушитель будет доставлен в стационар.

В чем суть нового метода

Впервые о новом порядке тестирования на трезвость заговорили еще год назад, летом 2019. Но внезапное ухудшение эпидемиологической обстановки сбило все планы руководства ГИБДД.

Новый метод выявления нарушителей заключается в использовании экспресс-теста на алкоголь и наркотики. Выполняться он будет с помощью компактного прибора весом до 400 г, который стабильно работает от автомобильного прикуривателя. Он проводит измерение содержания запрещенных веществ в выдыхаемых человеком воздухе.

Процедура займет не более 10 секунд. По ее результатам водитель будет либо отпущен инспектором, либо направлен на медицинское освидетельствование. Температурный режим работы гаджета адаптирован для российских реалий — от –5 °C (с учётом проведения измерений в салоне авто) до +45 °C.

Погрешность уже существующих на рынке моделей составляет 20%. Таким образом использовать такой прибор для составления протокола невозможно. Его задача — профилактика правонарушений и ускорение работы инспекторов.

По заявлению первого заместителя главы МВД Александра Горового, новые тесты должны быть внедрены в повседневную работу инспекторов в кратчайшие сроки. Закупка оборудования входит в национальный проект «Безопасные и качественные дороги». Всего планируется ежегодно, начиная с 2019 года, закупать до 1,5 млн тестов, но в 2020 выполнение программы было приостановлено.

Плюсы системы

В настоящее время инспектор ГИБДД должен руководствоваться только органолептическими признаками при принятии решения о назначении водителю медицинского освидетельствования. Теоретически, пьяным считается человек, который имеет характерный запах изо рта, плохо ориентируется или двигается, имеет нарушения речи.

Однако, выявление таких признаков является субъективным мнением представителя полиции. Кроме того, небольшое превышение допустимой нормы алкоголя в крови (она равна 0.3 промилле) может не иметь внешних проявлений.

В результате внедрения новых тестов и добавления к действующим признакам опьянения новой формулировки «положительные показания экспресс-теста» станет возможным достовернее и точнее выявлять лиц, нуждающихся в проведении медицинского освидетельствования. Удастся оперативнее производить предварительный отсев водителей инспекторами ДПС.

Метод позволит выявлять не только пьяных за рулём, но и людей, употреблявших наркотики. Признаки такого опьянения не всегда очевидны на первый взгляд, их можно не заметить или перепутать с симптомами усталости.

Инспекторы смогут эффективнее проводить профилактические мероприятия, тестируя весь поток без исключения на оживленной дороге.

По заявлению Быкова, для автовладельцев никаких изменений новое тестирование не принесет. Сама процедура оформления правонарушения останется неизменной, скорректируется лишь методики отсева. А для инспекторов новшество поможет значительно сэкономить время. Снизится количество людей, ошибочно доставленных в стационар, а значит, исчезнет необходимость писать отчеты и возвращать задержанного обратно к его автомобилю.

Минусы системы

imagetools3.jpg

Заместитель руководителя исполкома ОНФ Дмитрий Поликанов не разделяет столь оптимистичных прогнозов внедрения новой технологии. По его мнению, она несет в себе серьезные коррупционные риски. Сотрудники ГИБДД могут спекулировать своим положением и предлагать водителям фальшивые ложноположительные или ложноотрицательные тесты. Решить ситуацию могло бы оформление протокола при проведении тестирования, но тогда весь смысл экспресс-процедуры теряется.

Аналогичного мнения придерживается глава Федерации автовладельцев Максим Едрышов. Он считает, что применение новой системы оправдано только при массовых спецоперациях, в остальных случаях она стимулирует участников «договориться на месте».

Потенциально опасен тот факт, что принцип работы устройства досконально известен только инспектору. Он может внушить водителю, что загоревшаяся лампочка — подтверждение наличия алкоголя и тот, вспомнив про вчерашнюю кружку пива, засомневается в своей правоте. Во время массового тестирования подделать результаты сложнее. При использовании теста на отдаленной трассе в глубинке высока вероятность развития подобного сценария событий.