Новая инициатива Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России об использовании специальных приложений встречена неоднозначно. Вероятно, в 2021 году у водителей появится возможность предъявлять водительское удостоверение и СТС не в бумажном виде, а через QR-код на смартфоне. Изменения формально не вступили в силу, но уже вызвали дискуссии.

В чем состоит инициатива

Проект пока только находится на рассмотрении в Госдуме. О нововведении рассказал замглавы Минцифры Олег Качанов на Гайдаровском форуме. Пилотный запуск проекта планируется в нескольких регионах. Пока их список неизвестен, но, исходя из предыдущего опыта, можно предположить, что это будет Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Татарстан. «Мостранспроект» подтвердил готовность столицы проводить тестирование цифровизации водительского удостоверения.

Суть в том, чтобы создать приложение для смартфонов, через которое сотрудники ГИБДД смогут проверять документы специальным считывающим устройством. Есть мнение, что реализация инициативы через «Госуслуги» проще и удобнее, чем с помощью отдельного приложения, но как это будет выглядеть в реальности, пока неизвестно.

Когда заработает система тоже неясно. Пока это лишь инициатива, никакого официально принятого решения нет.

На данный момент пункт 2.1.1 ПДД обязывает предъявлять бумажный оригинал водительского удостоверения и свидетельства о регистрации автомобиля.

Плюсы и минусы законопроекта

Для обычных водителей у инициативы есть одно значительное преимущество — QR-код нельзя забыть дома или потерять. Смартфон у людей всегда с собой, тогда как водительское удостоверения можно случайно оставить дома.

Пока неясно, насколько корректно будет работать система. За последний год заметны положительные сдвиги в создании единого информационного пространства. Если раньше из-за путаницы в базах людям приходили налоги за давно проданные автомобили, то сейчас количество таких случаев заметно сократилось. Старые записи приводят в порядок, данные структурируют, поэтому проект действительно может быть реализован.

На стадии эксперимента вероятны ошибки и сбои, но благодаря современным технологиям недочеты исправят.

Риск использования цифровых документов в том, что они действительны лишь при наличии доступа в интернет и работающего оборудования. Если машину останавливает инспектор ГИБДД на загородной трассе, где ближайшая вышка сотового оператора не обеспечивает достаточный уровень сигнала, то зайти в приложение не получится. Без бумажных документов при таких обстоятельствах водитель фактически становится виновным в управлении автомобилем без удостоверения.

В такую же ситуацию можно попасть, когда база ГИБДД недоступна или там ведутся технические работы.

Получается, что для подстраховки все равно придется возить с собой документы, но тогда теряется смысл инициативы. Как будет решен вопрос, покажет время.

В целом, цифровизация государственных сервисов многими оценивается положительно. Она снизила бюрократические барьеры и значительно упростила процесс взаимодействия граждан с представителями власти.