Tesla: как скоро закончатся ресурсы для аккумуляторов электрокаров
Информация о том, что компания Tesla столкнулась с дефицитом поставок для своих аккумуляторов, была опубликована 2 мая 2019 года агентством Reuters со ссылкой на конфиденциальные источники. Попробуем разобраться, что за этим стоит и есть ли реальная опасность для американской инновационной компании.
Существует потенциальная опасность того, что аккумуляторы Tesla будет не из чего производить
Менеджер по глобальным закупкам сырья компании Tesla Inc. Сара Мэриссел (Sarah Maryssael) сообщила, что опасается нехватки сырья для изготовления батарей для электромобилей. Заявление прозвучало 2 мая 2019 года на закрытой конференции с участием представителей горнодобывающей промышленности. Речь шла не о фактической, а возможной в будущем опасности. Тем не менее, будущее это не такое уж далекое.
Для производства двигателей для электромобилей нужно в два раза больше меди, чем для двигателей внутреннего сгорания. Необходим также никель ,кобальт, литий и другие менее значимые металлы. В добычу этих трех металлов в последние годы вкладывали слишком мало средств. Спрос на медь растет быстрее, чем предложение горнодобывающих компаний. Так называемые системы для умных домов, такие как термостат Alphabet Inc’s Nest или персональный помощник Alexa от Amazon, потребуют для своего производства 1,5 миллиона тонн меди к 2030 году. К слову, сейчас для этого требуется лишь 38 000 тонн. Несложно понять, почему такая ситуация тревожит руководство Теслы.
Илон Маск против кобальта
Хоть основной металл для катода двигателей Теслы – это кобальт, его не добывают отдельно. Приблизительно 97% мировых поставок кобальта является побочным продуктом никеля или меди (в основном из Африки).
Имеющегося уровня производства кобальта хватит до 2021 года, после ожидается все возрастающий дефицит. Базовая экономика говорит о том, если спрос высокий, а предложение в дефиците, то цены должны расти. Так и происходит. Информационное агентство Bloomberg утверждает, что цена на кобальт выросла в 3 раза за последние два года.
Учитывая ситуацию, Тесла выглядит обреченной. Так ли?
Не обязательно. Илон Маск, директор компании Тесла, еще в 2018 году заявил, что планирует отказаться от кобальта в катоде двигателя. И нехватка кобальта не является единственной причиной. Есть и морально-этические. Кобальт по большей части добывают в Конго, используя для этого детский труд. Причем не просто детский труд, а изнуряющий и крайне вредный для здоровья. Илон Маск это не одобряет. Сильная нехватка кобальта лишь ускорила процесс разработки технологии, которая позволит отказаться от этого металла.
Пока на форумах хоронят компанию Тесла из-за скачков цен на ее акции, есть и те, кто считает, что паника не обоснована.
Да, кобальта не хватает, но «высоких цен должно быть достаточно, чтобы стимулировать производителей обеспечить достаточное количество новых поставок кобальта», — сказал Энтони Милевски, исполнительный директор Cobalt 27 Capital Corp., владеющей крупнейшим в мире частным запасом металла.
«Я не верю, что будут какие-либо нехватки поставок», — сказал Милевски в электронном письме Bloomberg. «Я обещаю вам, что рынок будет поставлять продукцию». Согласно презентации, представленной в этом месяце, Cobalt 27 приобрела роялти по двум готовым для строительства проектам и восьми перспективам на разведку.
Кобальт может повторить историю с палладием.
Паника по поводу кобальта далеко не первая. Все может повториться по сценарию с палладием, когда Ford Motor на волне интереса к этому металлу, используемому в катализаторах, понесла огромные убытки. В начале двухтысячных годов цена на палладий выросла в три раза, точно как сейчас на кобальт. Автопроизводители тогда нашли способ значительно сократить содержание палладия в катализаторах. А Ford закупила слишком много металла и потеряла миллиард долларов после того, как цена на него рухнула.
Очевидно, что дефицит металлов для производства двигателей Tesla есть. Также, есть тенденция к росту этого дефицита. Но паниковать рано. Если раньше производители литий-ионных батарей действовали по принципу «не трогай, пока работает», то сейчас, им, очевидно, придется искать решение, и быстро. Мир невозможно представить без аккумуляторов. Нам предстоит либо стать свидетелями очередного технического прорыва, либо краха одной из величайших компаний современности.