Нередко водителю приходится на свой автомобиль ставить разные колёса. Причин может быть много: от проколотой в дороге резины и её замены запаской до отсутствия средств на покупку новых покрышек. Чем это грозит владельцу ТС, кроме нарушения безопасной езды?

Есть ли штраф (и за что налагается)

В 2019 году штрафы на разную резину по-прежнему накладываются в соответствии с существующими законодательными нормами:

  1. В Постановлении №1090 (пункт 5.5 Приложения к ПДД) указывается, что эксплуатация автомобиля запрещается, если
  • на одной оси ТС расположены колёса с шинами разной величины и разного типа: с не одинаковым рисунком, глубиной протектора, предназначенных для разных сезонов (зимы и лета), новые и прошедшие процедуру обновления-восстановления;
  • на осях поставлены шипованные и не шипованные шины, вне зависимости от их расположения и количественном соотношении: например, на передней оси с шипами, на задней – без шипов, 3 нешипованных – одно шипованное и др.

При детальном прочтении Приложения 5.5 ПДД можно найти юридическую «лазейку», в соответствии с которой автомобиль может быть использован для движения, если на каждую ось поставлена пара одинаковых шин. При этом пары могут отличаться одна от другой. Главное, чтобы все четыре колеса были либо с шипами, либо без шипов.

В Приложении ПДД ни слова не сказано о запрете на использование резины с разной степенью изношенности. Однако водителю нужно помнить, что колёса с изношенными шинами опаснее колёс с разным рисунком и размером, так как они ухудшают процесс управления автомобилем.

В Приложении к ПДД прописаны условия, при которых невозможно использование новых и восстановленных покрышек:

  • слева – новая резина, справа – восстановленная и наоборот;
  • слева – новая резина, справа – с углублённым протектором и наоборот.
  1. В соответствии с Техническим регламентом о безопасности колёсных ТС разрешается устанавливать:
  • летнюю резину – на передней оси, зимнюю нешипованную («липучку») – на задней и наоборот;
  • всесезонные покрышки;
  • пары покрышек от разных производителей: на передней оси – одного производителя, на задней – другого;
  • пары на каждой оси могут различаться по высоте, радиусу, профилю, рисунку;
  • пары могут диагональной и радиальной конструкции, иметь камеры или быть бескамерными.

На что следует обратить внимание

ПДД регламентируют ограничение на использование только установленных на оси ТС колёс, и не оговаривают состояние запаски. По этой причине она может отличаться от шин по всем параметрам: рисунку, глубине протектора, степени изношенности, сезонности. Но как только запаска занимает место рабочего колеса, образуется, с юридической точки зрения, состав правонарушения, если она отличается от колеса на оси по одному из перечисленных признаков. Поэтому о состоянии запасного колеса следует тоже заблаговременно заботиться.

В Правилах дорожного движения оговорены и другие условия, запрещающие использование колёсной резины: остаточная глубина протектора зимних и летних покрышек (не менее 4 и 1,6 мм соответственно); большие порезы и разрывы, через которые виден корд; отслоившийся протектор; не предусмотренные конструкцией автомобиля размеры колёс; отсутствие крепёжного болта на диске.

В статье 12.5 (пункт 1) КоАП РФ прописано, что штраф в размере 500 рублей накладывается на водителя ТС в том случае, если покрышки на колёсах попадают под любой запрет, названный в Приложении к ПДД.

Инспектор ГИБДД вправе предъявить требование устранить неисправность, которая может привести к аварии, в течение 10 календарных дней и показать автомобиль на проверку в местное отделение ГИБДД с устранённой неисправностью. В редких случаях, если требование не будет выполнено, регистрация ТС аннулируется: государственные номера попадают в розыск, ТС направляется на штрафную стоянку, свидетельство и регистрации изымается.

СПРАВКА: Все ограничения на использование разной резины прописаны в пункте 5.5 Перечня неисправностей ПДД.

Как избежать штрафа

Избежать штрафа можно в двух случаях:

  1. Покрышки соответствуют требованиям ПДД;
  2. Автовладелец обнаружил, что его покрышки не соответствуют техническим параметрам, прописанным в Приложении к ПДД и Техническом регламенте использования колёсного ТС, но не имеет возможности устранить неполадку на месте. В этом случае, соблюдая меры безопасности дорожного движения, в соответствии с пунктом 2.3.1. ПДД, он может перегнать автомобиль на место стоянки или ремонта.

Такая ситуация может сложиться, если проколото колесо и на его место устанавливается запаска или «докатка», которые не соответствуют техническим нормам.

Если установлена «докатка», то водителю будет просто доказать тот факт, что машина отгоняется в сервис, так как на таком колесе невозможно разогнать безопасно машину.

Но если поставлена запаска с выношенным рисунком, а рабочее колесо оказалось в багажнике, то инспектор ГИБДД может наложить штраф. В таком случае доказательством непредвиденной технической неисправности будет:

  • наличие в пределах видимости мастерской «Шиномонтаж» или автосервиса;
  • звонки с телефона водителя в ближайшие сервисы и договорённость о ремонте (в случае задержания инспектором ГИБДД всегда можно перезвонить и удостоверить свою договорённость о ремонте);
  • сообщения с других постов ГИБДД о маршруте следования неисправного авто.

В том случае, когда инспектор всё-таки выписывает штраф, нужно заручиться свидетельскими показаниями попутчиков, работников сервиса. При необходимости можно остановить любой автомобиль, чтобы водитель стал свидетелем неисправности и намерения водителя её исправить. Во время суда данные доказательства могут быть приложены для оправдания.

Штраф – это денежный эквивалент заботы государства о безопасности движения на дорогах. Но человек сам должен думать о своей безопасности. Поэтому лучше всего о колёсной резине позаботиться до того, как может случиться беда. Важно об этом помнить и стараться соблюдать ПДД.