В феврале 2017 года Верховный суд Российской Федерации вынес решение, которое дало повод для многочисленных споров и обсуждений. Постановлением этого органа был отменен штраф для водителя из Екатеринбурга, который перевозил ребенка с помощью адаптера ремня (или направляющей лямки).

Остановивший его инспектор ГИБДД составил протокол, по которому был вынесен штраф в размере 3 тысяч рублей. При отмене наказания Верховный суд сослался на соответствие указанного устройства текущему законодательству. С тех пор водители начали активно использовать адаптеры вместо автокресел.

Но с начала 2019 года подобные устройства запрещены на территории России и в некоторых европейских стран. А ГОСТ, на который ссылался суд, в настоящий момент является недействительным. Однако путаница осталась, и упростить решение этого спорного вопроса могла бы обновленная редакция ПДД, но таких планов у законотворцев пока нет.

Представители Госавтоинспекции решили уточнить этот вопрос и рекомендовали сертифицирующим органам не регистрировать адаптеры в качестве устройств для перевозки детей. Ведь согласно Правилам ООН, такие направляющие лямки – только часть системы, а не единственный и полноценный ее элемент.

Позиционирование адаптеров в виде облегченного и простого варианта детского удерживающего устройства вводит в заблуждение покупателей в магазинах. При покупке они считают, что этот элемент одобрен Госавтоинспекцией и в результате рискуют не только получить крупный штраф, но и сильно травмировать ребенка при наступлении аварийной ситуации.

Планируется, что подмена понятий «направляющая лямка» и «детское удерживающее устройство» будет считаться грубым нарушением закона «О защите прав потребителей» и наказываться штрафом для торговой точки.

В 2020 году единственный законный и полностью безопасный способ перевозки ребенка до 12 лет в автомобиле – это использование автокресла или бустера. За нарушение этого правила виновному водителю грозит штраф в три тысячи рублей. Такое наказание предусмотрено и при наличии автокресла в салоне, но неиспользовании его по факту, и при эксплуатации поврежденного или неподходящего (по росту, весу ребенка) удерживающего устройства.

При этом, на заднем сидении несовершеннолетний может располагаться без кресла с 7 лет, а на переднем только с 12. Использование штатных ремней безопасности в обоих случаях – обязательное условие.