Кто несёт ответственность за безопасность дорожного движения в организации
Любое современное предприятия сложно представить без автомобильного парка. И чем больше организация, тем больше автомобильных потребностей у неё. С увеличением подвижного состава, риск возникновения ДТП растёт.
Нужен ли в вашей организации человек ответственный за безопасность дорожного движения? Если ваша организация профилирована на перевозку грузов или пассажиров, то такого вопрос отпадает сам собой. Для этих организаций есть закон, обязывающий назначить и аттестовать такое лицо. А если вы не занимаетесь коммерческими перевозками, то закон вас не обязывает назначать специальное лицо, но ответственность в этом случая возлагается на руководителя фирмы или предприятия. То есть, в случае возникновения ДТП, руководитель или директор по умолчанию возлагает на себя выполнение функций лица, либо назначает ответвлённого человека из числа работников или нанимает со стороны. Это лицо наделяется полномочиями и несёт ответственность как специалист по безопасности дорожного движения. Для этого должен быть издан приказ по предприятию с внесением в должностную инструкцию соответствующих обязанностей. Далее, необходимо ознакомить работника с приказом и обязанностями под роспись, и только после этого он становится полноценным руководителем.
Требования, предъявляемые к специалисту
Лицо по обеспечению безопасности дорожного движения должно быть обучено и аттестовано, если в уставе вашей компании указан пункт «Услуги перевозки». Если же такого вида деятельности не обозначено, то у вас такой обязанности нет. Также если в уставе нет такого пункта, а по факту вы осуществляете перевозки на сторону, то в устав вам необходимо внести соответствующее дополнение и назначить ответственного. Данное лицо должно быть компетентным в вопросах безопасности дорожного движения на предприятии. Этот сотрудник должен иметь соответствующее образование или опыт, записанный в трудовую книжку. Для тех, у кого нет подобного опыта или образования, назначают обучение, на основании которого человеку можно поручить данные обязанности. Иначе существует риск, что в случае возникновения внештатной ситуации (ДТП), сотрудник может обратиться в суд, и он признает назначение данного лица на должность незаконным. Аттестовывать сотрудника в этом случае необязательно.
Для эффективной работы компании, необходимо распределить ответственность по БДД на трёх сотрудников:
- ответственный по БДД;
- специалист по контролю за техническим состоянием транспорта;
- ответственный за ведение путевой документации.
Назначение должно осуществляться с занесением в должностную инструкцию конкретных обязанностей, каждому из них. т. к. если назначить приказом, а обязанности не прописать в инструкции, то такой сотрудник не будет отвечать за порученный ему сектор. Если ваша компания имеет в своей структуре филиалы, то в каждом из филиалов должно быть по три ответственных. А специалисты головного филиала, должны контролировать работу остальных. Это необязательно три разных сотрудника, все обязанности может выполнять и один человек (всё зависит от величины организации и от количества подвижного состава в наличии). И помимо обязанностей по контролю БДД, он может выполнять и другие (механик, диспетчер и др.). У данного специалиста должен быть диплом о высшем образовании в направлениях «Наземный транспорт» или опыт работы на подобной должности, занесённый в трудовую книжку.
Комплекс мер по обеспечению безопасности
Для предупреждения ДТП на предприятии необходимо провести комплекс мер:
- Проведение инструктажей по БДД
А) вводный инструктаж проводится со всеми вновь прибывшими шофёрами. Проводит его лицо, ответственное за БДД на предприятии, инструктаж включает в себя:
- организацию автодвижения по территории компании;
- условия работы в организации;
- порядок заполнения и ведения путевой документации;
- последовательный алгоритм действий при ДТП;
- правила оказания доврачебной помощи пострадавшим.
Б) предрейсовый – проводится в случае отправления водителя по вновь созданному маршруту, перевозке тяжеловесных, опасных или крупногабаритных грузов. В его состав входят такие положения как:
- наличие опасных участков на маршруте;
- места для возможного отдыха на маршруте;
- количество и местоположение пунктов технической помощи на маршруте;
- правила безопасного прохождения трудных и опасных участков (затяжных спусков/подъёмов; ж/д переездов и др.);
- алгоритм действий при возникновении внештатной ситуации.
В) сезонный – проводится не реже одного раза в полгода, на рубеже смены периодов осенне-зимнего на смену весенне-летнему или наоборот. Его цель – подготовить шофёров к эксплуатации автомобиля в предшествующий период. Должен включать в себя анализ ДТП, происходящих в аналогичные периоды ранее.
Г) специальный – проводится в таких случаях как:
- в силу вступили законы, непосредственно влияющие на деятельность водителей;
- изменён маршрут;
- произошло ДТП с человеческими жертвами или крупным материальным ущербом;
- поступила информация о террористической угрозе
- Проведение стажировок для вновь поступивших шофёров и для тех, которые год и более не выполняли обязанностей водителя по каким бы то ни было причинам.
- Ведение журнала выпуска на линию исправных транспортных средств и не допущению к работе технически не исправных ТС.
- Допускать к управлению автомобилем шофёров, прошедших стажировку и имеющих квалификацию, соответствующую характеру работы
- Следить за выполнением режима работы и отдыха, чтобы работники, не выполняющие данный режим, не были допущены к работе.
- Искать и устранять причины нарушения ПДД или возникновения ДТП
- Организовывать проведения ежедневного медицинского осмотра
- Поддерживать в исправности, а при отсутствии оснастить автомобили средствами технического контроля, регистрирующими скоростной режим, маршрут автодвижения и количество отработанных часов водителем.
Права и обязанности работодателя и специалиста по обеспечению БДД
Специалисту по обеспечению БДД запрещено:
- Давать допуск к управлению автомобилем водителям, не имеющим или с истёкшим сроком водительского удостоверения, в котором отраженно наличие соответствующей категории
- Принуждать шофёров нарушать ПДД либо поощрять данные действия.
В пределах действующего положения о БДД, возможно установить свои специальные правила для соблюдения БДД и требовать их соблюдения от подчинённых.
Предприятие в свою очередь, должно обеспечивать:
- Парковочным местом для парковки транспортных средств, которые принадлежат компании
- Оборудованием и помещениями для техобслуживания и проведения ремонтных работ или иметь действующий договор с организациями, предоставляющими услуги для стоянки, техобслуживания или занимающимися ремонтом транспортных средств.
- Условия для проведения предрейсового осмотра транспортных средств.
Ответственный за безопасность дорожного движения должен знать:
- Трудовое законодательство либо его основные положения.
- Законы, которые нацелены на БДД.
- Основные технико-экономические показатели транспортных средств и их назначение.
- Основные правила и нормы технического использования транспортных средств.
- Способы учёта и планирования автомобильных перевозок.
- Методы организации перевозок, обеспечивающие выполнение норм труда и отдыха водителей и других работников, обеспечивающих исправную эксплуатацию транспортных средств.
Должен уметь:
- Проводить анализ причинно-следственных связей нарушения ПДД, совершения ДТП водителями, предоставлять отчёт о мероприятиях, проведённых по факту совершения дорожно-транспортного пришествия и о принятых мерах.
- Проверять и сверять данные по ДТП, участником которого был автотранспорт компании, с данными ГИБДД.
- Доносить информацию до водителей, инженерно-технических работников и руководства организации о причинах дорожно-транспортных пришествий и об аварийной обстановке в целом по предприятию.
- Устанавливать обстоятельства и причины ДТП, выяснять какие пункты правил были нарушены и каковы причины не соблюдения требований ПДД.
- Проводить мероприятия, направленные на предупреждение ДТП и нарушений ПДД.
- Разрабатывать проекты, обеспечивающие БДД при перевозке людей, опасных и крупногабаритных грузов.
- Осуществлять контроль за тем, чтобы водители управляли транспортным средством соответствующей категории, которая разрешена для управления его ВУ.
- Осуществлять контроль за прохождением шофёрами ежедневного медицинского осмотра.
- Проводить занятия для водителей, разъясняя им особенности управления автотранспортом и обслуживания авто в разных погодных условиях.
- Организовывать стажировку вновь прибывших работников и тех, у кого перерыв работе составил более 12 месяцев.
- Следить за соблюдением персоналом компании трудового режима и отдыха.
- Следить за соблюдением плана по обучению персонала основам БДД.
При соблюдении всех привил и рекомендаций, возможно достичь безаварийной работы предприятия или свести её к минимуму. Это повысит ваш рейтинг по сравнению с конкурентами. И позволит увеличить прибыль и благосостояние ваше и ваших работников.
Прежде всего ответственность несет водитель, который садится за руль машины. И неплохо было бы знать правила и соблюдать их. Сейчас повысили прайс, и это правильно.
Я ОТВЕТСТВЕННЫЙ ЗА БДД. ОБРАЗОВАНИИЕ средне специальное. Могу ли я быть ответственным. Опыт работы более 7 лет на этой должности.
спасибо.
Нет,не можете, сам в такой-же ситуации.
Можете, если в уставе не прописана данная деятельность, тоесть перевозка и все что с ней связано