Права потребителя в гарантийном ремонте автомобиля
Сервисные пункты техобслуживания интерпретируют нормы, под которые подпадает гарантийный ремонт автомобиля, по-разному. Для скорейшей починки бывает полезно знать свои права и обязанности исполнителя.
Гарантия и закон
Все отношения автовладельцам лучше иметь с теми, кто продал им машину: именно они по закону «обязаны» покупателю. Сам сервис с законодательной точки зрения не берёт гарантийные обязательства на ремонт автомобиля, потому привлечь его к ответственности сложно.
По закону, защищающему права потребителя, автопроизводители обязаны обеспечивать работу своей продукции в течение всего времени, гарантированного договором или нормами и законами. Договор должен повторять законодательные нормы или улучшать их, но не наоборот.
Правила гарантийного ремонта автомобиля и условия, лишающие права на подобные услуги, можно найти в сервисной книжке, составленной автопроизводителем. Эти условия и сроки ремонта автомобиля по гарантии отличаются у разных производителей.
Лишение права на бесплатную починку
«Снимать с гарантии» дилеры не могут: не в их власти уменьшать круг обязательств, взятых на себя производителями. Однако отказ в гарантийном ремонте автомобиля в конкретном случае по серьёзным основаниям возможен. Пока период бесплатного устранения неисправностей не кончился, продавец, сервисный, дилерский салон или другая организация должны выполнять свои обязательства по бесплатной починке, если у них нет заключения сторонней экспертизы о вине покупателя или третьих лиц (к примеру, вследствие аварии). Во всех других случаях обязательства распространяются на все детали, находящиеся на гарантии, если не доказан их естественный износ.
Документооборот
При появлении неисправностей в период их бесплатного устранения надо подать продавцу письменное заявление с их подробным описанием и требованием незамедлительного безвозмездного устранения. Себе надо оставить копию с подписью о получении с должностью представителя центра и его печатью. Ещё одну копию можно выслать заказным отправлением с уведомлением. Сроки ремонта гарантийного автомобиля отсчитываются именно с получения обращения, а не с момента, когда мастер непосредственно приступит к устранению неисправностей.
Отдавая в ремонт авто по гарантии, не забудьте получить акт о приёмке или заменяющий документ с подробным описанием его состояния, подписью и печатью.
После возврата из сервиса должны выдать документ с датами обращения, передачи ТС, устранения его недостатков с их описанием, информацией о замене деталей, использовании материалов с датой возврата из сервиса.
При получении авто внимательно осмотрите его. При обнаружении внешних повреждений внесите их в приёмо-сдаточный акт или заменяющий его документ. Проверьте устранение всех неисправностей. Если они проявлялись при езде, требуйте проведения тестовой поездки с представителем салона. Если часть, даже не очень значительных, не устранена, требуйте полного устранения и только лишь после этого подписывайте акт или заказ-наряд.
Сроки и периоды
Первый важный период после покупки ТС — 15 дней с его продажи. В это время можно не только требовать исправления обнаруженных дефектов, но обменять машину на другую или требовать возврата средств. Конечно, если речь не о чём-то совсем мелком типа перегоревшей лампочки габаритных огней. Если что-то случилось или обнаружено после этих 15 дней, обменять по закону уже нельзя. Если за 45 дней ТС не отремонтировано, автовладельцу должны платить неустойку — по 1% от его стоимости за день просрочки.
Дилеры всё это знают. Во избежание неприятных для салона последствий они могут говорить о приёмке на ремонт по гарантии автомобиля, а записать, что приняли на диагностику. Кроме того, дилеры могут тянуть ввиду отсутствия нужных запчастей. Как правило, они имеют запчасти подвесок, стоек стабилизаторов, амортизаторов, пружин, прочих часто ломающихся деталей и узлов. Но запчасти двигателей или коробок (хоть механических, хоть автоматов) на складах часто отсутствуют, потому что они считаются надёжными, не вызывающими особых проблем. Если у дилера или авторизованного сервисного центра нет нужных запчастей, их получение идёт по целой цепочке — от заказа на автозаводе и пересылки. Кроме того, центр может быть загружен работой.
Потому при сдаче авто важно убедиться, какая цель передачи ТС значится по документам. Для этого нужно написать претензию в двух экземплярах с подробным описанием причины обращения с требованием безвозмездно устранить описанное. На одном надо получить роспись о приёмке (печать необязательна). Если вдруг все категорически откажутся подписать бумагу, ТС может пробыть 2–3 месяца «на диагностике», но никто ничего не будет должен. Потому, если никто не подпишет претензию, лучше вернуться. Если пришлось платить за эвакуатор, то новая претензия должна требовать возмещения убытков с приложением копии чеков оплаты услуг эвакуатора. Претензию с описью надо отправить продавцу заказным письмом с уведомлением о вручении. Это сможет стать доказательством, что претензия была, в суде.
Претензия на гарантийный ремонт автомобиля и другие иски по защите потребительских прав автовладельца подаются по его местонахождению. Иски до 1 млн рублей не облагаются госпошлиной, в иски свыше 1 млн рублей нужно включать требование возместить как стоимость исправления, так и неустойку и компенсацию за нанесение морального вреда.
Причины отказа в бесплатной починке
Среди распространённых причин отказов — несвоевременное прохождение или игнорирование первого или любого другого ТО в авторизованном сервисном центре, любая починка или техобслуживание вне таких сервисных центров, нарушение или невыполнение инструкций или нарушение запретов, хотя бы теоретически чреватых возникшей неисправностью, установление детали или оборудования, не сертифицированных производителями, ДТП, повреждение природными катаклизмами, противозаконные действия третьих лиц, при которых были выведены из строя узлы, агрегаты или вся машина, участие в гонках, эксплуатация в тяжёлых климатических условиях. Например, при сильной влажности, затопленности дорог и т. п. Залог лояльности дилерского центра при требовании выполнения им своих обязательств — прохождение ТО в плановые периоды, установленные в сервисной книжке.
Как бороться с отказом?
Если отказали в гарантийном ремонте автомобиля, начать можно с претензии руководству сервисного центра. Если не поможет, можно написать дистрибьютору, несущему полную ответственность за качество клиентского обслуживания. Следующая инстанция — завод-производитель, которому важна репутация. Хотя заводские юристы могут перенаправить претензию нижестоящей организации, то есть дилеру.
Большое влияние на споры с дилером могут оказать автоклубы и автомобильные сообщества типа автомобильных форумов. Ещё более салоны опасаются СМИ. Если вы видите явное нарушение своих прав и/или низкий уровень сервиса и т. п., ничто не мешает написать на форумы, сайты, собирающие отзывы о различных компаниях, сперва уведомив дилера (возможно, этого будет достаточно, писать ничего не придётся).
Права автовладельца
Если срок не установлен соглашением, всё должно быть устранено за минимальное время, необходимое для этого. При приёмке машины дилеры (автосервисы) могут мелким шрифтом указать срок 45 дней. Это нужно зачеркнуть и потребовать написания, что она будет сделана согласно ст. 20 ФЗ РФ о ЗПП, то есть незамедлительно. Если же будет установлен свыше 45 дней, соглашение не будет иметь силы, как противоречащее ст. 16 того же закона (условия договоров, противоречащие законодательству, считаются недействительными). Та же ст. 20 говорит, что отсутствие запчастей и тому подобное не может служить основанием затягивания с починкой машины. Если продавец — уполномоченная организация, имеющая возможность проводить гарантийные услуги, в договоре о купле-продаже он может заранее установить срок 45 дней. Это будет иметь юридическую силу, если ТС бесплатно ремонтирует продавец, а не другой официальный дилер.
Если за 45 дней продавец не справился, покупатель может требовать не только неустойку, но и возврата средств или обмена машины. В претензии надо указать, что требование об устранении неисправностей не выполнено, потому по ст. 18 ЗоЗПП выдвигается новое. У продавца будет 10 дней для возврата денег или 21 день для обмена. Если правильно оформить претензию, вероятность устранения недостатков за положенные 45 дней может повыситься многократно.
Покупатель имеет право получить назад свои деньги, если выявленные недостаток или неисправность «существенные». «Существенность» должен признать продавец, однако она определяется автоматически, если они повторяются после устранения. Кроме того, вернуть деньги обязаны, если за время гарантии машина чинилась более 30 дней каждый год.
Ограничен и перечень узлов и агрегатов машины, которые можно ремонтировать бесплатно. К ним не относятся, к примеру, свечи, лампы, прочие расходные материалы. Чем старше ТС, тем больше механизмов и агрегатов теряют право на бесплатную починку: сроки здесь отличаются для разных узлов и деталей.
Гарантия продлевается на всё время, когда машина не использовалась, то есть на период устранения недостатков. Продление исчисляется от времени обращения с требованием устранить неисправности до возврата авто потребителю.
По п. 7 ст. 18 ФЗ о ЗПП, доставка крупногабаритных и весящих более 5 кг товаров продавцу для починки по гарантии должна предоставляться силами и за счёт продавца. Автовладелец может сам доставить машину и получить возмещение оплаты эвакуатора в досудебном порядке.
Бывает, автолюбителям предлагают сначала пройти платную диагностику. Это незаконно: навязывать платные услуги никто не вправе. Закон о гарантийном ремонте автомобиля обязывает дилеров проводить бесплатную проверку качества.
На выдачу «подменного» ТС на время починки автовладелец права не имеет: машины входят в соответствующий перечень товаров, на которые такая возможность не распространяется.
Здравствуйте мне отказывают в ремонте авто мотивируя тем ,что на заводе нет запчасти.Что делать в этом случае?
Здравствуйте ! у моей машины зашумела акпп , дилер забрал авто по гарантийному ремонту , шум устранили ,а корпус акпп и переднего редуктора разбили при вскрытии , Как подать иск в суд ? предмет и основание СПАСИБо !
Авто куплен в июле 2017 года. В ноябре стала гореть лампочка малого давления в одном колесе. Перед этим авто был переобут в зимнии шины в автомагазине по продаже шин бесплатно. В автосервисе записали на диагностику 1700 рублей,хотя авто находится на гарантии. Правомерно ли это.
Здравствуйте! Купил авто в октябре 2016г. С тех пор 3 раз встал на ремонт по гарантии и каждый раз это примерно неделя. Есть какое-то ограничение по количеству гарантийных ремонтов или в течении 5 лет так и буду мучиться?
Добрый день!
Подскажите, если у автомобиля был брак в блоке управления акпп и этот блок должны были заменить, о чем говорит присутствие этой информации на сайте сервиса производителя, должны ли его заменить по моему обращению в сервис?
Речь о Форд Фокус 3 и его блоке TSM, было отозвано много машин
Авто куплен 24 января 2015. Полгода назад все началось . После прогрева начинаем движение. Метров через 300 — 400 начинает гудеть в области АКПП при нажатии на педаль газа , газ сбрасываешь гул прекращается. Через 5 минут гул прекращается. Дефект плавающий. Три раза ездил в сервисный центр, при тестовых поездках дефект не проявился. Гарантия заканчивается что делать?
Здравствуйте! Сдал свой автомобиль в частный автосервис для переборки акпп,акпп перебрали , запчасти закупал автосервис , но авто не едет.Теперь каждый день кормят завтраками,то снимают то ставят обратно акпп но безрезультатно авто находиться у автосервиса уже 19 дней.В наряде сроки были не прописаны,недавно про них узнал.Сколько дней по закону автосервис имеет право еще держать авто и куда обращаться когда эти сроки закончаться.Заранее благодарен за ответ!
У меня лада приора 2017 года пробег 25.700 км. При ножатьии сцепления уходит шум при отпускании возрощается мне знакомые сказали что это выживной подшибник по гарантии должны до поменять
Здравствуйте. Мною 01.09.2018 года была куплена б/У автомашина 2015 года Фольксваген Джетта. Через 8 дней 08.09.2018 года отказала коробка автомат. загорелся чип и машина переслала ехать. Проблема устранилась, только после того как автомашина была заглушена и заведена заново.
По данному факту обратился официальному дилеру. Провели диагностику и сказали, что ничего серьезного не видят. Через несколько дней ситуация повторилась. 14.09.2018 года вновь обратился к дилеру. Тогда мне сказали, что у меня есть доп. гарантия на год но она начнет действовать только с 01.10.2018 года. 08.10.2018 года вновь обратился к дилеру. Проблему выявили и сказали, что проблема в мехатронике и что необходима замена. Сказали, что будут согласоввыать. 09.10.2018 года мне объявили, что ремонт по гарантии отказан. Через сотрудников дилерского центра узнал, что оказывается 28.09.2018 года истек срок гарантии предоставляемый заводом изготовителем и в связи с чем отказали в ремонте. Получается, что сотрудники дилерского центра просто обманным путем затягивали время для отказа. Могу ли я обратиться с претензией для безвозмездного ремонта машины или же требовать расторжения договора купли-продажи и возврата ДС.
Добрый день.
На 3000 т.км вышел из строя поворотный опорный подшибник. Обратился а сервис. Сервис выдал акт о замене. Акт отнес в автосалон. В автосалоне акт приняли. Сказали с вами созвонятся. В добавок к акту заявлений не писал. (Тк я не знал что надо писать) и мне не сказали что надо написать. Прошло 2 месяца.
Нет ответа. Как быть.
Гарантийный авто сломался 4 раз поломка таже