Для чего нужно хонингование
Когда на одометре появляются шестизначные числа, а двигатель начинает вести себя не так, как привык водитель, пора задумываться о капитальном ремонте двигателя. Многие думают, что «капиталка» сводится к банальной расточке цилиндров. Действительно, убрать царапины и неровности с их стенок очень важно. Но на этом работа не заканчивается.
Расточка на станке проводится на малой скорости. Работа с металлом большой прочности на высоких скоростях не позволит добиться равномерной обработки, поэтому приходится их избегать. При этом из-за физических свойств сплава, из которого изготовлены стенки цилиндров, на малых скоростях обработка стенок нарушит целостность верхнего тонкого слоя металла. Справиться с последствиями как раз и помогает хонинговка.
Ремонт помимо расточки
Расточка просто убирает царапины. Но этого мало. Стенки цилиндров должны быть ровными, но, кроме того, сам цилиндр должен быть идеально круглым. При расточке цилиндров, когда делают замеры и выбирают диаметр гильз ремкомплекта, оставляют так называемый «припуск» на хонинговку, не больше десятой доли миллиметра. Суть в том, что этот слой металла в цилиндре после расточки будет дефектным, и его нужно удалить, чтобы его остатки во время работы не спрессовались и не поцарапали стенки снова. Ведь тогда весь процесс капитального ремонта будет бессмысленным.
По сути, хонинговка является абразивной обработкой стенок цилиндра. Она так называется из-за инструмента для хонингования, который называется хоном или головкой. Такая головка вращается внутри цилиндра, одновременно с удалением дефектного слоя промывая стенки специальной жидкостью, чтобы избежать царапин и повреждений. Эта жидкость, как правило, либо чистый керосин, либо его смесь с машинным маслом. Станок для хонингования предполагает, что двигатель надёжно закреплён на станине (собственно, так же, как и станок по его расточке).
После хонинговки цилиндров кольца гарантированно сядут на них герметично, создав нужные условия для камер сгорания. Если же этого не сделать, настройки двигателя будут неверными, так как в камеру сгорания будет поступать неучтенный воздух. Такая ситуация приведёт к нештатной работе мотора, что сильно отразится на его ресурсе и сведёт на нет эффект от капитального ремонта.
Идём в гараж
Теперь, когда вы знаете, что это такое, настало время приступить к хонинговке цилиндров своими руками. В отличие от расточки, которую вы не сможете провести без специального станка из-за высоких требований к точности, при хонинговании можно обойтись практически подручными средствами.
Вам в первую очередь понадобится хонинговочная головка. Этот абразивный инструмент рассчитан, кроме всего прочего, на использование с обычной бытовой электродрелью; это для нас очень удобно. Изготовить жидкость в домашних условиях тоже не проблема: смешиваем в отдельной ёмкости керосин с маслом, и готово.
Главное, чего следует опасаться при домашней расточке и хонинговке, это перекос. Стоит вам нарушить угол полировки и на незаметный глазу угол сместить ось хода поршня, как капитальный ремонт стремительно сокращает свою полезность. Поэтому по возможности соберите для себя систему подстраховки: рейку, уровень или просто банальный ориентир. Затем вставленную в патрон дрели голову-хон поместите в расточенный цилиндр и вращайте несколько минут, постоянно поливая стенки цилиндра приготовленной жидкостью.
Вывод
Сам по себе процесс хонинговки несложен. Он технически и технологически свободно выполняется в гараже, не требуя от хозяина авто специальных знаний и умений. Единственное, что может вызвать хоть какую-то сложность, это выбор хонингующей головки. Однако, учитывая то, что их размеры унифицированы, это также можно назвать сложностью лишь с большой натяжкой.
Тем не менее нельзя относиться к хонинговке цилиндров пренебрежительно. Несмотря на кажущуюся простоту, процесс требователен к точности выполнения. Как мы и написали выше, важно выдержать правильный угол и сохранить ось хода поршня в цилиндре.