При капитальном ремонте двигателя автомобиля должное внимание уделяется не только блоку цилиндров, коленчатому валу, но и непосредственно головке. Характерными неисправностями головки блока цилиндров являются её изгиб винтом либо неплотное прилегание впускных/выпускных клапанов к посадочному месту. Притирка этих деталей является важным элементом ремонта головки блока, который нельзя проигнорировать. От этого зависит компрессия двигателя, выдаваемая мощность, а также полное сгорание топлива в камере. Этот процесс довольно сложный, но, вооружившись советами, приведёнными в этой статье, её можно выполнить своими руками.

Человек ремонтирует двигатель
Всем рано или поздно приходится делать капитальный ремонт двигателя

Необходимый инструмент и материал

Для выполнения работы понадобится следующий специализированный инструмент:

  • рассухариватель — с его помощью проводят снятие стопорных элементов;
  • абразивная паста для притирки клапанов;
  • устройство для ручной притирки.

Такой инструмент потребуется приобрести в специализированных магазинах, где продаётся всё для ремонта автомобилей. Устройство для выполнения притирки вручную бывает нескольких видов:

  • первый вид представляет собой надеваемое на верхнюю часть штока клапана устройство с ручками, дающими возможность совершать вращательные движения, тем самым притирая его рабочую поверхность к посадочному месту;
  • второй состоит из присоски, помещаемой на функциональную чашку клапана для совершения вращательных движений, а также достижения притирки.

При покупке стоит уделить внимание качеству изготовления. Если оно низкое, притирка клапанов своими руками не даст должного результата, сильно затягивая работу по времени. В случае отсутствия возможности приобрести качественный инструмент можно воспользоваться электродрелью и кусочком силиконовой трубки.

Механик чинит двигатель

Экономить на качестве абразивной пасты не самая хорошая идея. Паста должна быть качественной. Набор содержит три флакона, которые используются строго по инструкции.

Основные этапы

Процедура притирки делится на три этапа:

  • На первом этапе головку блока цилиндров разбирают. С помощью рассухаривателя снимаются стопорные кольца, вытаскиваются пружины и вынимаются сами клапаны из головки блока цилиндров. Важный момент, который стоит соблюсти, — все пружины желательно пометить, чтобы впоследствии сборки они устанавливались именно на свои старые места. Это делается в том случае, когда оставляют старые клапаны и пружины. Полностью разобрав головку блока цилиндров, её необходимо отмыть от грязи и нагара. Далее, проводят визуальный осмотр посадочных мест, направляющих втулок на наличие трещин, пробоин, сколов. Если их нет, тогда приступают к следующему этапу.

Притирка клапанов

  • Вторым этапом осуществляют притирку клапанов с помощью пасты, используя устройство для выполнения действий вручную. На рабочую поверхность чашки детали наносят состав с грубым абразивом и начинают вращать запчасть в посадочном месте головки блока. Вращают как по часовой стрелке, так и против, распределяя равное количество вращений. Во время вращения деталь плотно прижимают к функциональной поверхности камеры сгорания. По мере притирания состав меняют на более нежный. Тем самым добиваются плавной, плотной притирки. Подобную операцию проводят с каждым из клапанов, находящихся в головке блока цилиндров. Добившись идеальной ровности деталей, а также непосредственно посадочных мест в камере сгорания, приступают к проверке качества притирки.
  • Проверяется качество с помощью керосина. Установив обратно клапаны и собрав их механизм полностью, нужно перевернуть головку блока цилиндров, чтобы камеры сгорания оказались перед лицом. Заливают в каждую камеру керосин, оставляя в таком положении в течение нескольких часов, в идеале на одну ночь. После истечения требуемого времени камеры сгорания осматривают. Если жидкость не вытекла через клапаны, значит, всё сделано качественно, процесс можно считать законченным. В случае утечки керосина процедуру нужно повторять до тех пор, пока не будет сделано идеально.

Ручная притирка — процесс довольно долгий, трудоёмкий, сложный. Его проведение требует огромного терпения и внимательности. При отсутствии возможности заниматься подобной кропотливой работой будет лучше доверить её профессионалам, которые выполнят операцию значительно быстрее, обеспечив высокое качество.

Как притирают клапаны профессионалы

Для профессионального работника автосервиса требуется скорость и качество. Для притирки клапанов в автосервисе предусмотрено специализированное оборудование:

  1. Процедура осуществляется на специально предназначенном для этого станке. Жёсткая фиксация запчасти, а также максимально точная центровка позволяют нарезать фаску посадочной поверхности в камере сгорания и самом клапане. Таким образом, добивается высокая точность прилегания детали к посадочному месту, поэтому использовать абразивную пасту нет никакой необходимости.
  2. Второй способ заключён в использовании специальной ручной фрезы. С помощью этого оборудования на рабочей поверхности камеры сгорания нарезается три фаски под углом в 30, 60 и 45 градусов. При использовании новых деталей они не требуют притирке. В случае продолжения эксплуатирования старых их притирают лёгким абразивным составом.

Притирка клапанов двигателя

Использование станков в подготовке рабочей поверхности в камере сгорания значительно повышает качество и заметно ускоряет временной интервал работы. Точность станков настолько высока, что клапаны по плотности прилегания ничем не отличаются от только что сошедшего с конвейера нового двигателя. И разница между подобным способом притирки и ручным огромная.

Напишите нам, если материал оказался полезным.