Что такое корректор фар и для чего нужен
Введение
Дабы понять всю соль вопроса о том, нужен ли на самом деле корректор фар в современном дорожном движении, стоит лишь обратиться к показаниям статистики, которая говорит, что более 30 процентов всех аварий случаются в тёмное время суток. На территории СНГ этот показатель значительно выше. Но также стоит принять во внимание и то, что поток автомобилей в ночные часы гораздо меньше, нежели днём. И зачастую именно из-за проблем с освещением многие аварии и совершаются. Дело может быть не только в отсутствии света или его недостаточности, а ещё и в отсутствии или поломке корректора фар.
Если рассматривать общее понятие, то корректор фар поддерживает оптическую ось фары в нужной плоскости относительно дорожного покрытия. Поэтому даже при значительном перекосе кузова автомобиля дорога будет хорошо освещена.
Немного исторических сведений
Законодательный аспект
Конечно, такой полезный прибор должен бы быть установлен на все автомобили, как только его изобрели. Однако это было серьёзно рассмотрено только в 1990 году. И естественно, что в автомобилестроении первопроходцами во многих вопросах были немцы. Именно правительство Германии приняло постановление о том, что корректор должен быть установлен на каждом автомобиле. И только спустя восемь лет эта норма приходит в европейские страны. Исключением были только автомобили, на которых была установлена активная подвеска.
Процесс внедрения корректора в производственные процессы
На самом же деле, изначально корректоры для автомобилей появились немного раньше. Начиная с 50-х годов большинство элитных автомобилей имели это механическое устройство. Водители иных авто обходились ручным корректором.
Ручные корректоры в народе называли статическими регуляторами. Но они обладали ограниченными возможностями: положение фар можно было изменить только непосредственно перед поездкой. Иными словами, если машина нагружалась, то есть её задняя часть проседала, а передняя поднималась вверх, нужно было изменять угол уклона фар.
Начиная с семидесятых годов статические корректоры подверглись модернизации. Был изобретён регулятор, изменяющий положение фар из салона.
В своей конструкции усовершенствованные корректоры имели дистанционные приводы и процесс их работы основывался на одной из таких систем:
- вакуумная;
- электрическая;
- пневматическая;
- гидравлическая.
После некоторых изменений и доработок большим спросом и популярностью начали пользоваться электромеханические механизмы. Однако и они вскоре стали малоэффективны, так как без специальных приборов невозможно определить угол, на который нужно отклонить источник света.
Использование ручного корректора фар
Невзирая на множество неудобств и недостатков, использование ручного корректора фар популярно и сегодня. В основном это обычное колёсико, которое установлено слева под рулём в бюджетных автомобилях.
Разметка для регулировки может быть как цифровая, так и графическая. Корректировать в основном приходится при наиболее загруженном автомобиле, когда меняется наклон кузова.
Во время поворота колёсика мотор устройства принимает соответственную команду, в результате чего световой источник поднимается или опускается, в зависимости от команды. В подобной манипуляции устройство выполняет функцию червячного механизма, преобразовывая движение электродвигателя в работу штока.
Сам шток и поворачивает фару, которая крепится на шарнирах. А шток зафиксирован с помощью шарового механизма. Угол наклона фары изменяется за счёт её движения вперёд и взад. Пусть даже ручной корректор имеет недостаток в виде неточности регулировки светового потока, но он более надёжен и в меньшей степени влияет на стоимость автомобиля.
Автоматические корректоры фар
Все сравнительно новые автомобили, подходящие под европейские стандарты качества, оснащены автоматическим корректором фар. На сегодняшний день существует два вида корректоров: динамический и квазистатический.
Квазистатические корректоры изменяют положение фар в той ситуации, когда наклон авто меняется под воздействием давления тяжёлого груза или ввиду больших скоростей. Так как легковые авто не так часто перевозят критически тяжёлые грузы, то от корректора и не требуется моментального отклика. Конструкция подобных элементов включает два сенсора, каждый из которых отвечает за ось авто. Связь поддерживается посредством рычагов, а управление — с помощью электронного блока. Сам же регулятор установлен на приборной панели с левой стороны от руля.
Динамические корректоры гораздо дороже. Но это не уменьшает их популярности и необходимости. Подобные устройства установлены в авто с ксеноновыми фарами. Именно из-за большого и мощного потока света, который они излучают, возрастает вероятность неверной регулировки. Именно динамические корректоры позволяют избежать ситуации, в которой встречный водитель может быть ослеплён. Ксенон, который даже короткое время светит в глаза, негативно влияет на зрение, в результате чего оно ослабевает. А при ночной езде это может привести к моментальному ослеплению и потери ориентации водителя на встречном авто.
Динамический механизм в несколько раз быстрее срабатывает на изменение положения кузова автомобиля. Благодаря этому корректор срабатывает буквально моментально. Это способствует удержанию светового луча при следующих манёврах:
- езда по неровной дороге;
- резкое торможение;
- вхождение в повороты.
Для повышения надёжности динамического механизма даже сегодня разрабатываются бесконтактные датчики, способные зафиксировать положение кузова. Пока в большей части авто с динамическими корректорами используются потенциометры.
Процесс регулировки света
Процесс регулировки мощности потока света имеет такое же большое значение, как и правильная корректировка направления света. Тут всё необходимо сделать очень тонко, ведь даже очень яркий дальний свет может доставить массу неудобств впереди едущему водителю, хоть и кажется, что он находится на приличном расстоянии. Во избежание подобных последствий существует специальный световой стенд, который используют при регулировке мощности и направления светового потока. Дабы всё отрегулировать, нужен плоский экран, который строго перпендикулярно будет установлен относительно уровня пола. Экран должен содержать несколько отметок:
- на месте, где должен примерно находиться центр обеих фар, расположены вертикальные линии (V-V);
- на уровне высоты центра — H;
- линии горизонта R-R;
- немного ниже обеих R и левее от обеих V нанесены горизонтальные прямые, обозначенные как D.
После всех процедур должна быть чётко видна ломаная прямая C-C. Она и будет взята за основу для регулирования мощности лучевого потока.
При регулировке светового потока изначально нужно, чтобы на автомобиле была установлена одинаковая резина. А также давление в них должно быть выставлено одинаковое. Дальше должна быть сымитирована нагрузка на кресло водителя с реальной массой.
После всех манипуляций действовать нужно по следующему принципу:
- Установить авто задней осью параллельно к экрану.
- Перевести регулятор в положение «нуль».
- Закрыть одну из фар специальной заслонкой.
- Провести регулировку одной фары, а затем все действия провести с другим источником света авто.
Далее, действия совершаются следующие: совмещается граница ближнего света с линией C-C. Однако не всегда удаётся точно выставить это положение. Подобное наблюдается и с ручным корректором. Помимо границ и линий, не всегда возможно грамотно и ровно установить даже автомобиль, а также для корректной регулировки нужен длинный затемнённый бокс или какое-то помещение.
На сегодняшний день специалистами разработаны новейшие приборы, способные быстро и качественного настроить корректор и выровнять световой поток.
Подведём итоги
Автоматические корректоры автомобильных фар являются плодами многолетней кропотливой работы всех разработчиков. Первоначальные механизмы, на первый взгляд, имели простую конструкцию и невысокую точность, а современные устройства могут похвастаться высокой точностью и слаженностью работы.