Система охлаждения двигателя имеет свойство со временем засоряться. В неё могут попадать грязь, пыль, песок, различные насекомые. К тому же при использовании обычной воды, учитывая её качество и наличие различных примесей и солей, при нагревании на внутренних стенках радиатора по всей системе образовывается накипь. Да и использование охлаждающих жидкостей не спасает от засоров, ведь они со временем распадаются, образовывают в системе налёт. Это все приводит к тому, что теплопроводность СОД падает и, как результат, мотор машины сильно греется. Больше всего это заметно летом, когда на улице и без того жарко. Автомобиль просто «закипает».

На фото перегретый автомобиль

Перегрев двигателя имеет достаточно негативные последствия. Детали выходят из строя, требуется дорогостоящий ремонт, замена деталей или даже целых узлов машины.

Чтобы этого не случилось, специалисты автосервисов рекомендуют полностью сливать и чистить СОД не реже чем раз в пару лет. Конечно, вы можете отогнать машину на СТО и просто заплатить деньги за профилактику. Однако те, кто хочет сэкономить или же просто не хочет выстаивать очереди в автосервисе, могут почистить её и дома.

Чем промыть систему охлаждения двигателя в домашних условиях? Здесь вариантов достаточно много. Это может быть и вода, обычная дистиллированная, подкислённая или с добавлением щелочей, либо же специальные средства для очистки. Некоторые даже пытаются промывать спрайтом или кока-колой.

Рассмотрим способы промывки СОД, их результативность.

Очистка СОД водой

Такой способ больше подойдёт для новых авто либо же в случае засора грязью, пылью, попадания в систему насекомых. При этом очистку следует делать не обычной проточной водой, а дистиллированной, чтобы избежать образования накипи на внутренней поверхности радиатора и всей охлаждающей системы. Для того чтобы промыть систему, следует слить с неё жидкость и залить чистую воду (дистиллированную). Дальше заводится авто и в течение 20 минут работает на холостом ходу. После этого вода сливается и опять заливается новая. И так до тех пор, пока вода, которая сливается, не будет чистой.

Дистиллированная вода для промывки

Относительно результативности процедуры, то она достаточно низкая. Такую промывку стоит делать только для вымывания грязи либо же в «полевых условиях», если машина закипает, а под рукой ничего больше нет. Накипь смыть таким способом не удастся. Также она не уберёт и продукты распада антифриза, жирный налёт от масла.

Подкислённая вода для очистки

Для удаления накипи можно использовать кислотный раствор. Для его приготовления возможно использовать даже подручные средства, которые есть практически у каждого дома, а именно лимонную кислоту и обычную воду. Для приготовления раствора берём кристаллизованную кислоту и разводим с водой в пропорции 10:1. Сливаем жидкость с системы охлаждения двигателя и вместо неё заливаем приготовленный раствор. Далее, вам нужно прогреть таким образом машину, чтобы температура воды поднялась до 70–80 градусов. Можно прогревать на холостом ходу, можно сделать небольшой круг. Самое главное — не перегреть. После подогрева оставляем раствор в системе на 40–50 минут, снова прогреваем двигатель и так несколько раз. Далее, сливаем систему, промываем дистиллированной водой.

Для приготовления кислого раствора можно брать и другие кислоты, например, уксус, каустическую соду либо же молочную кислоту. Главное, чтобы раствор не получился слишком кислым, ведь он может повредить пластиковые и резиновые детали системы.

Такой способ более эффективный, ведь кислотой можно убрать накипь и одновременно смыть грязь. Однако от обычной кислоты могут портиться детали, да и не все засоры сможет убрать такая чистка.

Очищение специальными средствами

Если ранее все обходились как-то подручными средствами, то сегодня на рынке есть специальные растворы для очистки. Они делятся:

  • на кислотные (убирают накипь);
  • щелочные (для очистки от органики и жира);
  • 2-компонентные (состоят из двух отдельных жидкостей — щелочной и кислотной. Ими по очереди промывается СОД);
  • нейтральные (не содержат щелочей, кислот).

Первые два вида чистящих жидкостей сегодня почти не используются.

Наиболее популярные двухкомпонентные. Они в состоянии очистить систему практически от всех засоров.

Двухкомпонентный очиститель системы

Нейтральные растворы тоже достаточно эффективны. Они не портят детали, так как не содержат кислоту и щёлочь. А состоят они:

  • из основного чистящего вещества;
  • диспергентов (препятствуют прилипанию уже отмытых частичек обратно на стенки);
  • защитных средств от негативного влияния щёлочи и кислоты;
  • ингибиторов коррозии;
  • растворов для очистки резиновых и пластмассовых деталей.

Нейтральные очистители можно применять как для профилактики, так и в случае сильного загрязнения СОД.

Промывка кока-колой

Промывка системы охлаждения двигателя кока-колой, её целесообразность, эффективность достаточно спорны. С одной стороны, всем известно свойство ортофосфорной кислоты снимать накипь. А её в коле в избытке. С другой стороны, напиток содержит газы и сахар. Первые могут расширяться при нагревании двигателя, что приводит систему в негодность. Второй — оседать на стенках. Потому, если вы всё-таки решили воспользоваться кока-колой для промывания либо же машина «закипела», а под рукой ничего другого, кроме воды и колы, нет, сначала следует полностью выпустить газ с напитка, а после промывания тщательно вымыть сахар водой из системы.

Промывка системы кока-колой

Внешняя очистка радиатора

Между рёбрами радиатора также может скапливаться грязь, которая значительно ухудшает теплообмен с внешней средой. Для того чтобы очистить, достаточно промыть проточной водой или продуть воздухом. Однако здесь очень важно не переборщить, ведь сильный напор воды или струя воздуха могут погнуть рёбра радиатора.

Внешняя чистка радиатора

Важно помнить, что содержание СОД в чистоте, её исправность — это достаточно важный фактор исправности машины в целом. Систему стоит промывать хотя бы раз в пару лет как изнутри, так и внешне. Можно дополнительно ещё установить специальный фильтр в СОД, чтобы она не так сильно засорялась и охлаждение двигателя дольше было хорошим. На средствах для чистки также не стоит экономить. Плохая промывка может не только не избавить от проблемы, а и создать много новых. Потому чистящую жидкость сомнительного качества лучше использовать лишь в крайнем случае, если под рукой ничего другого нет, а ближайший автомагазин достаточно далеко.