В современных машинах для измерения частоты вращения используется специальный прибор — датчик Холла. Его функционирование является очень важным процессом. Неисправность такого устройства грозит тем, что автомобиль больше нельзя будет завести при помощи стартёра.

Датчик Холла

Это объясняет, почему многие автомобилисты хотят знать, как проверить датчик Холла. Для того чтобы оценить исправность прибора, необходимо первоначально узнать о том, как он работает.

Как работает датчик Холла?

Работа регулятора Холла происходит благодаря явлению, которое называется «эффект Холла». При нём электрическое поле создаётся благодаря тому, что на полупроводник, при условии нагруженности, воздействует магнитное поле поперечного характера.

Через полупроводник в это время проходит ток. Величина напряжения колеблется в диапазоне 0,4–3 вольта.

В импульсном режиме регулятор начинает работать, если происходит периодическое экранирование источника магнитного поля. Для этого у каждого простейшего датчика Холла есть круговой экран, на котором присутствуют прорези либо ферромагнитные шторки. Сколько цилиндров — столько и шторок. Когда следует проверять?

Датчик Холла в трамблёре

Итак, какие же «симптомы» сообщат нам о том, что прибор Холла вышел из строя? Наиболее распространены следующие варианты:

  • слишком большой расход топлива;
  • повышение рабочей температуры двигателя;
  • горит соответствующий индикатор на приборной панели;
  • при работе двигателя на холостом ходу появляются перебои и рывки;
  • во время движения глохнет силовой агрегат;
  • мотор сложно (или невозможно) запустить.

Однако самыми распространёнными являются первые три «симптома». Поэтому обратим на них особое внимание.

Слишком большой расход топлива

Увеличение расхода газа или бензина должно быть резким и внезапным. В том случае, если вы знаете, сколько топлива расходует ваш автомобиль при преодолении определённой дистанции, и вдруг эти цифры выросли, среди прочего проверьте прибор, о котором мы говорим.

Происходящее может говорить о неисправности устройства или о том, что оно постепенно начинает выходить из строя.

Повышение рабочей температуры двигателя

Нагреваться больше обычного движок начинает регулярно, если прибор неисправен. При таких «симптомах» действовать нужно как можно скорее.

Такие неисправности могут привести к серьёзным проблемам в моточасти механизмов автомобиля.

Горит соответствующий индикатор на приборной панели

Большинство современных автомобилей оснащено вполне удобной приборной панелью, на которой есть индикаторы, сообщающие водителю о каких-то неполадках.

При наличии такой панели нужно просто быть внимательным. Если прибор начинает барахлить, горящая «лампочка» сразу же сообщит об этом автомобилисту.

Проверяем датчик

Способов проверки этих приборов так много, что каждый автомобилист в этом перечне наверняка сможет выбрать тот, который подходит именно ему. Чаще всего владельцы машин пользуются следующими методами:

  • проверка при помощи вольтметра;
  • проверка при помощи аналога;
  • проверка при помощи имитации;
  • проверка при помощи светодиода.

Проверка датчика вольтметром

Проверка при помощи вольтметра

Проверка датчика Холла при помощи вольтметра происходит следующим образом: подключаем прибор к самому устройству и смотрим на его показатели.

Мы уже знаем, какое напряжение для прибора является оптимальным (0,4–3 вольта). Если показатели ниже, значит, устройство неисправно и его придётся заменить.

Проверка при помощи другого датчика

Вполне результативной может быть проверка, произведённая при помощи другого устройства. Только вы должны быть на 100% уверенны в исправности этого аналога.

Убираем старый прибор, крепим вместо него новый. И смотрим, исчезают ли проблемы со сменой устройства.

О том, как производится замена датчика Холла, мы ещё поговорим.

Проверка при помощи имитации

Для этого следует собрать устройство, которое сможет имитировать работу прибора. Если вы решите воспользоваться именно таким способом, возьмите трёхштекерную колодку, имеющуюся у распределителя зажигания, и отрезок провода.

Включаем зажигание, а конец провода подносим к выходам коммутатора, расположенным под номерами 3 и 6.

Если при этом не искрит, значит, прибор в порядке. А вот если появилась хотя бы одна искра, значит, прибор придётся заменить.

Проверка при помощи светодиода

Этот метод изобрели народные умельцы. Прибор для проверки сможет сделать любой, кто знает, как работает паяльник. Что вам понадобится:

  • паяльник;
  • сопротивление на 1 кОм;
  • обычный светодиод;
  • два тонких провода (должны быть изолированы).

Сопротивление припаиваем к лампочке. К ней же прикрепляем два провода. Концы проводов должны быть немного оголены.

Приступаем к проверке. Снимаем крышку трамблёра, штекерную коробку нужно отсоединить. К клеммам под номерами 1 и 3 подсоединяем диод. Если лампочка при этом загорается, значит, проводки установлены верно. Если нет — поменяйте их местами.

Затем проводок на клемме 1 оставляем на месте, а другой перебрасываем на вторую клемму. Стартёром медленно поворачиваем распредвал. Если лампочка при этом не гаснет полностью и не горит непрерывно, а помигивает, значит, прибор в порядке. В противном случае следует произвести его профессиональную проверку.

Меняем датчик Холла

Вот вы уже проверили датчик и, возможно, обнаружили его неисправность. Значит нужно поменять это устройство. Скорее всего, замена датчика Холла не доставит вам хлопот, так как справиться с ней вполне способен любитель, но для этого вам придётся разобрать прерыватель-распределитель системы зажигания.
Что вам понадобится для замены:

  • пассатижи;
  • ключи на 13, 10, 8, 7, 6 миллиметров;
  • отвёртка.

Замена датчика Холла

Добираемся до датчика

Ключом на 13 миллиметров следует открутить ту гайку, которая прижимает вилку трамблёра. Скобу нужно убрать. С распределителя высокого напряжения снимаем крышку. Затем следует нанести метки расположения «бегунка». Теперь можно достать прерыватель-распределитель.

На приводном валике при помощи штифта закреплён маслоотражающий колпачок. Этот штифт следует выбить. Тогда детали отделятся.

На вакуумном механизме опережения зажигания есть два винта крепления. Их нужно выкрутить при помощи отвёртки. После этого от подвижного диска прерывателя можно будет отсоединить тягу.

Теперь при помощи откручивания ещё двух винтов на корпусе распределителя можно достать датчик Холла.

Меняем датчик

После того как неисправное устройство извлечено, нужно вытащить его и заменить новым прибором. Теперь можно собирать распределитель. Для этого нужно проделать все вышеизложенные действия в обратном порядке.

После того как старый датчик сменился новым прибором, его исправность также следует проверить одним из способов, которые уже описывались в статье. Если вы снова увидите признаки неисправности, проверьте, верно ли вы установили новый датчик. Если собственная экспертиза не даст результатов, обратитесь к профессионалам.