Одним из многочисленных датчиков автомобиля является лямбда-зонд, который расположен в выпускном коллекторе. На основании его показаний происходит смешивание бензина с кислородом в нужной пропорции, в результате чего получается наиболее продуктивная горючая смесь. Корректное функционирование этого устройства обеспечивает правильную работу двигателя и автомобиля в целом. Для того чтобы продлить срок эксплуатации устройства, необходима периодическая его диагностика. Нам же предстоит разобраться, как проверить лямбда-зонд, в каких случаях можно обойтись ремонтом, а в каких необходима замена лямбда-зонда.

Лямбда-зонд
Исправность лямбда-зонда влияет на стабильную работу двигателя

Как устроен лямбда-зонд

С виду небольшое устройство включает в себя:

  • Металлический корпус;
  • Керамический изолятор;
  • Своего рода уплотнитель со специальными манжетами и проводкой;
  • Керамический наконечник;
  • Защитный корпус с вентиляционными отверстиями;
  • Накаливающуюся спираль;
  • Токовыводящую цепь;
  • Защитный щиток с газовыводящим отверстием.

Для изготовления этого рода устройств используют материалы, устойчивые к высоким температурам. Все эти устройства пригодны к продуктивной работе при самых высоких температурах.

Схема лямбда-зонда

Наиболее вероятные неисправности лямбда-зонда и их причины

Датчик кислорода выходит из строя не так уж и часто, но всё же это случается. Среди наиболее известных неисправностей специалисты выделяют следующие:

  • Использование неподходящих очистительных веществ для очистки корпуса;
  • Большое содержание в бензине свинца;
  • На кожух могла попасть тормозная или охлаждающая жидкость;
  • Температура корпуса датчика кислорода выше допустимой нормы.

Как показывает практика, о поломке датчика сигнализируют следующие моменты:

  • Расход топлива увеличился;
  • Возникли неполадки в работе катализатора;
  • Повысился уровень токсичности;
  • Машина временами движется рывками;
  • Двигатель местами работает неправильно.

Проверка лямбда-зонда «на глаз»

Чтобы проверить это устройство, можно применить лишь визуальный осмотр. Но стоит также отметить, что подобная проверка не даст окончательного ответа, это ли устройство является причиной некорректного функционирования вашего авто. Но на первых порах этого вполне достаточно и выделим нюансы, на которые стоит обратить внимание при осмотре:

  • Наличие сажи. Это образование может быть причиной засорения устройства, что впоследствии вызывает большую насыщенность топлива либо перебои с нагреванием самого датчика. В любом из случаев устройство нужно заменить.
  • Наличие отложений. Образования серого либо белого цвета свидетельствуют о том, что масло в двигателе или топливо содержит различные присадки, которые пагубно влияют на состояние датчика.
  • Наличие свинца. Если на элементе присутствует блестящий налёт, значит, в топливе содержится свинец. Наличие этого металла негативно сказывается на чувствительном элементе зонда, что приводит к нарушению функционирования и снижению эффективности датчика. Подобная неприятность решается путём замены лямбда-зонда и смены АЗС.

Сажа на лямбда-зонде

Проверка зонда тестером

После того как был проведён визуальный осмотр, можно приступить к более углублённому изучению проблемы в устройстве. Лямбда-зонд можно проверить с помощью мультиметра. Это проводится следующим образом:

  • Двигатель необходимо прогреть в среднем до 70–75 градусов;
  • Нажать на педаль газа и поднять обороты до отметки 2,5–3 тысячи оборотов в минуту, что позволит быстро, в течение двух-трёх минут, прогреть датчик;
  • Нужно отыскать сигнальный провод и «прозвонить» его мультиметром. При исправном устройстве данные на экране прибора могут изменяться в диапазоне от 0,2 В до 1 В, выключаться и включаться около 9 раз за секунду;
  • При нажатии на педаль газа на экране мультиметра должны отразиться показания в 1 В, а при отпускании педали — резко падать.

Проверка лямбда-зонда тестером

Когда сигнальный провод на выходе выдаёт напряжение в 0,4–0,5 В и никак не меняет свои показания при изменении внешних условий, его стоит заменить.

Резюмируем

Главное, периодически следить за состоянием датчика и проверять его хотя бы визуально.