Если вы покупаете машину, для того чтобы на жёсткой сцепке возить за собой, например, прицеп, то тягово-сцепное устройство входит в список ваших опций. Некоторые люди не собираются заниматься такими вещами, и для них фаркоп — просто лишняя деталь. Тащить за собой прицеп или трейлер способна не каждая машина, тут нужен достаточно мощный двигатель. Да и особенности управления таким транспортом требуют от водителя некоторых знаний и навыков, которых нет у среднего городского автолюбителя.

Фаркоп на автомобиле

Так что прицепное устройство — всё-таки вещь не для каждого. Но если уж он вам понадобился, нужно позаботиться о том, чтобы его правильно установить.

Выбираем

Если ваша машина — внедорожник или какой-нибудь фургон, то фаркоп у вас уже, скорее всего, есть. Но в случае если у вас стандартная легковушка, а вы уверены, что у неё хватит лошадиных сил и крутящего момента, вам нужно будет купить и установить фаркоп самому. Исходя из того, что именно вы планируете тянуть, следует выбирать вид и способ крепления детали к кузову.

Сегодня есть множество видов прицепных устройств. Они различаются предельной нагрузкой, способом крепления, методом зацепов и т. д. Это, конечно, разительно отличается от того, что было на старых грузовиках. Так, для того, чтобы потянуть прицеп, нужно было сцепку крепить на специальный крюк. Во-первых, конструкция сама по себе была массивной. Во-вторых, для крюка, чтобы он не раскрылся в самый неподходящий момент, нужна была дополнительная деталь, шплинт. А в-третьих, из-за неплотного примыкания сцепки к крюку при каждой остановке и трогании они бились друг о друга, что ну никак не прибавляло конструкции прочности. Самое главное, водителю нужно было подводить тягач к прицепу с ювелирной точностью, чтобы попасть одним в другой, так что буксировка становилась действительно головной болью. Фаркоп стал унифицированным средством. Конечно, сейчас, чтобы седлом сцепки попасть на гнездо фаркопа, тоже не получится стоять лицом друг к другу. Но процесс стал проще.

Виды и способы

Фаркоп может быть фиксированным, фланцевым или съёмным. Первый тип намертво крепится к бамперу машины, никак не убирается и не маскируется. Если говорить именно о креплении, то он считается одним из самых надёжных, потому что у устройства нет запаса хода и при смещении сцепки ему некуда двигаться. Однако при этом прочность конструкции ограничивается прочностью креплений и эластичностью бампера. Многих водителей легковых машин, решившихся на установку фаркопа, остановит тот факт, что его нельзя убрать. Потому что, скажем, прицеп они будут возить два раза в год, а прицепное устройство будет мозолить им глаза без перерывов. Для таких людей как раз и придумали съёмный вариант.

Установка съёмного фаркопа

То есть вы подготавливаете площадку на бампере или под ним, устанавливаете на неё основную часть конструкции, а сам крюк с шаром кладёте в багажник. Когда вам понадобится фаркоп, вы просто достаёте его и прикручиваете. Конечно, от постоянного откручивания/закручивания гаек они не становятся прочнее, так что по надёжности такой вариант немного проигрывает стационарному. С другой стороны, он не портит внешний вид, а с нечастыми перевозками показатель надёжности нивелируется. Для многих водителей такой вариант действительно предпочтительнее.

Но что делать, если вам приходится перевозить иногда прицеп, а иногда — трейлер? У них разная высота, и в случае нерегулируемого прицепного устройства у вас появляются проблемы. Но есть фланцевый фаркоп, который эту проблему снимает. За счёт вариантов высоты крепления он позволяет отрегулировать себя нужным образом. Минус в том, что он несъёмный и постоянно будет маячить перед глазами. Зато за счёт усиленной рамы он надёжнее и прочнее «на разрыв».

Однако сейчас деление на виды становится условностью. Различные виды «шаров» и самих крюков, регулируемые как по высоте, так и по выносу, делают процесс буксировки простым. Установить фаркоп с нужным механизмом не сложно. На кузове машины есть отверстия для рамы, соответствующими метизами прикручиваете её к машине, а уже к ней, собственно, сам фаркоп. Разве что на некоторых моделях авто придётся проделать в бампере дополнительные отверстия. А дальше уже только от вас зависит, будет ли он там всё время или же вы будете доставать его только тогда, когда понадобится. При выборе руководствуйтесь не только эстетическими вопросами, но и разрешённой нагрузкой. Скажем, для стационарного устройства разрешённая масса прицепа не будет превышать полутора тонн. Для «дома на колёсах», соответственно, уже не хватит. Для более тяжёлых и громоздких грузов придётся обзавестись фланцевым фаркопом, который за счёт конструктивных особенностей способен выдерживать больший вес.

Для современных моделей машин к фаркопу подведены провода. Сделано это для того, чтобы габаритные огни и стоп-сигналы на прицепе были связаны с общей бортовой электросистемой. Правила говорят, что на дороге водители транспортных средств с прицепом обязаны обеспечить безопасность других участников движения, и дублирование сигналов машины как раз и служит этой цели.

Послесловие

Тягово-сцепное устройство не является необходимой деталью в современной машине. Однако для людей, которым приходится возить с собой прицеп или трейлер, оно просто необходимо. Оно гораздо безопаснее и надёжнее старого крепёжного крюка и зарекомендовало себя с самой лучшей стороны. Для транспортировки тяжёлых и громоздких грузов самостоятельно вам нужно будет выбрать и установить на свой автомобиль прицепное устройство, но это совсем не обязательно значит, что оно постоянно будет портить вам эстетическое восприятие собственного авто. Фаркоп может быть съёмным и дожидаться в багажнике момента, когда он вам понадобится.