Вопрос о покупке первой машины для любого человека становится настоящим испытанием. Не потому, что есть какие-то сложности, которые надо героически преодолевать, а из-за эмоционального фона, который сопровождает принятие этого не самого простого решения. Это и страх из-за крупной покупки, и боязнь неизвестного, и мандраж по поводу маленького водительского опыта, с одной стороны, и радость обладания и управления сложным механизмом, ожидание комфорта и мобильности, с другой. Это не так просто, как кажется, и, как правило, первая машина врезается в память прочно и надолго.

Покупка первого авто

Но мы сейчас не станем разбирать психологию. Посмотрим на это с другой стороны: как правильно выбрать первый автомобиль, чтобы потом не жалеть и не обвинять себя в недальновидности. Потому что это отнюдь не праздный вопрос.

Не каждый совет хорош

Как часто вы слышали от самых разных людей: купи советскую классику, всё равно убьёшь! Начинающему водителю, девушке или парню, только что окончившим автошколу и получившим заветный кусок пластика, обычно так и говорят. И кажется, что в этом как бы есть смысл, ведь куча нюансов, досконально известных опытному водителю, для них просто тёмный лес и новичок на машине будет ездить гарантированно не так хорошо. Особенно явно это видно будет по износу коробки передач, двигателю и элементам кузова. Коробка может «полететь» из-за, например, недостаточного выжима сцепления. Или из-за того, что на светофоре водитель не отпускает педаль. Двигатель не очень хорошо будет реагировать на, скажем, неправильное трогание в горку. Сцепление тоже за это точно спасибо не скажет. Кузов можно поцарапать на парковке… Список достаточно длинный. Но если вы уже тяжело вздохнули и полезли на доску объявлений смотреть «копейки» и иже с ними, то не торопитесь.

Советская классика ВАЗ 2106

Да, конечно, всё это может произойти с новичком. Как и ещё куча вещей. Но опытный водитель, между нами говоря, от всего этого тоже не застрахован. Особенно это касается людей, которые своей самоуверенностью компенсируют недостаточные навыки вождения, а таких, к сожалению, на дорогах совсем немало. Человеку, думающему, какую первую машину выбрать, нужно учитывать эти вещи, но не зацикливаться на них! Если обучение в автошколе проводили квалифицированные инструкторы, то они рассказывали вам, как всего этого избежать. Делали замечания на практических занятиях, рассказывали на теории, спрашивали на промежуточных экзаменах. Если в семье или ближайшем окружении есть опытные водители, то они тоже всячески подсказывают начинающему водителю. Женщине или мужчине, в этом случае не играет роли, со всех сторон рассказывают, как не убить машину, но выбрать первый автомобиль всё равно предлагают похуже, как будто рассчитывают на то, что их не услышат. Как-то нелогично, не правда ли?

Кроме того, прогресс не стоит на месте. Всё то, чем сейчас аргументируют выбор старого дешёвого автомобиля, нивелируется системами авто. Система помощи при трогании на подъёме, автоматическая или роботизированная трансмиссия, парктроники и камеры снимают с водителя часть функций, без которых вождение когда-то было немыслимым. Робот не бывает опытным или неопытным, он без сбоёв выполняет свою функцию. Поэтому в большинстве случаев выбор первого автомобиля становится вопросом бюджета и эстетических предпочтений.

Муки выбора

Конечно, исходя из вышесказанного, у многих может возникнуть желание потратить все сбережения, залезть в долги, но выбрать первым автомобилем какую-нибудь «крутую» модель. Но этого тоже не стоит делать.

Такие машины требуют опыта: в управлении автомобилем с мощным двигателем, спортивными настройками трансмиссии, да даже автомобилем большого размера важна точность и отточенные навыки управления. На некоторые особенно быстрые и дорогие машины, вообще, требуется особая категория прав. Да, все «элитные» машины комплектуются по высшему разряду, но это никоим образом не отменяет специфику управления ими. Пока у вас нет соответствующего опыта, вам не стоит приобретать такую машину. Это может быть опасно как для вас, так и для окружающих.

Покупка элитного авто

Кроме того, и это относится не только к выбору автомобиля для начинающего водителя, цена машины в салоне — это не единственная трата, которую вам придётся понести. Есть ещё куча инстанций, куда вам придётся отнести деньги, так что остаться без гроша, но на новом авто без номеров, пожалуй, не самая лучшая идея. Ну и ещё помните о том, что любая машина может сломаться. Банально пробили колесо — нужны деньги на вулканизацию. Начались холода — пришло время покупать новую резину. Ну и так далее. Идею вы поняли.

Поэтому основная рекомендация для начинающего водителя по выбору машины — сохранять спокойствие и ориентироваться на массовый сегмент. Если финансовые возможности позволяют, имеет смысл озадачиться покупкой новой машины. Гарантийные обязательства производителя, общее состояние машины дадут вам чувство спокойствия и уверенности в себе. Подержанную машину начинающему водителю выбирать стоит тогда, когда есть помощник в лице кого-то опытного, кто предостережёт от покупки откровенного автохлама. Конечно, подержанная машина дешевле, но вы не можете знать наверняка, во сколько вам в итоге выльется её содержание и ремонт. К тому же те самые плоды прогресса, о которых шла речь выше, в подержанной машине зачастую отсутствуют. Для кого-то это, может быть, станет только мотивацией, а не недостатком. Но не каждый водитель испытывает желание «загорать» под своим железным конём, досконально разбираясь во всех нюансах его работы на собственном опыте.

Покупка нового автомобиля

На самом деле мы думаем, что усложнение конструкции и «мозгов» современного автомобиля ведёт к тому, что водитель становится пользователем. Упрощение управления вкупе с фактической невозможностью самостоятельного ремонта всех узлов машины приводит постепенно к тому, что с любой поломкой придётся ехать на СТО; многие производители приходят к модульной концепции ремонта, когда проще заменить узел, в состав которого входит повреждённая деталь, чем менять конкретно её. Поэтому начинающий водитель, девушек это особенно касается, всё реже и реже будет залазить под капот. Если в старом автомобиле у вас ещё есть шанс разобраться, что к чему, то в новом, где немалая часть работы отдана на откуп электронике и компьютерам, нужно быть больше программистом, чем механиком.

Вывод

Несмотря на прочно укоренившееся в сознании народа мнение о том, что «первая машина должна быть убита», современные реалии прямо противоположны. Многочисленные ассистенты водителя сделали вождение проще, так сказать, понизили порог вхождения, и новичок вполне может наслаждаться комфортной ездой без риска по незнанию угробить свой новый автомобиль. Другое дело, что прогресс сильно повысил входной билет в эту отрасль и покупка первой машины может стать весьма дорогостоящим предприятием. Но в то же время это вложение окупается предотвращением издержек, которые вы понесёте с подержанным автомобилем, особенно если не подойдёте к его выбо