В автошколах инструкторы учат переводить рычаг КПП на нейтраль при любой остановке, в том числе на светофорах. Но это касается только механической трансмиссии. Принцип работы автоматов совершенно иной. Каждому владельцу автомобиля с АКПП важно знать, как правильно эксплуатировать ее, чтобы коробка была целее.

Почему режим D не подходит

В автоматических трансмиссиях имеются соленоиды, они же электрогидравлические приводные механизмы. Эти компоненты отвечают за регулировку рабочих параметров коробки — переключаются между режимами N, P, D, R.

Когда автомобиль останавливается на светофоре в режиме D, при этом педаль тормоза выжата, трансмиссия не получает вреда. Хоть циркуляция масла в коробке и замедляется, все основные элементы конструкции не нагружены и находятся в неподвижном положении. При этом смазка нагревается незначительно и риска перегрева КПП нет.

Однако можно заметить, что при стоянке в режиме D машина периодически вздрагивает. В этот момент обороты двигателя кратковременно падают, и он начинает троить. При старте и разгоне мотор рискует заглохнуть. Поэтому не рекомендуется держать коробку передач в положении «Драйв» более 1 минуты.

Почему не стоит переключаться в режим P

Существует ошибочное мнение, что режим «Паркинг» в автомобилях с АКПП позволяет экономить горючее и продлевает ресурс коробки. Однако при кратковременных остановках он не подходит по двум причинам.

Во-первых, при возникновении опасной ситуации на дороге у водителя будет больше времени, чтобы избежать аварии. Режим P не позволяет быстро трогаться с места. Ведь для того, чтобы начать движение, потребуется перевести селектор в положение D.

В некоторых случаях такая задержка может быть опасна и доставит неудобства другим участникам движения.

Во-вторых, коробка не любит лишних переключений. Постоянное перемещение селектора при каждой остановке в итоге приведет к повреждению АКПП и быстрому ее износу. В частности, в режиме D парковочный фиксатор цепляется за зубья шестерни центрального вала. Когда автомобиль находится на парковке, фиксатор удерживает машину от самопроизвольного движения.

Находясь в плотном потоке машин, водитель рискует ошибиться и начать движение, не переведя КПП с «Паркинг» в «Драйв». В этом случае фиксатор обломится и повредит шестерню. Ремонт коробки будет неизбежен.

Какой режим самый оптимальный

Опытные автомобилисты советуют при кратковременных остановках переводить селектор КПП в нейтральное положение N. Тем самым нагрузка на стопорные элементы трансмиссии снижается, и срок их службы увеличивается.

Следует помнить, что автомобиль, находясь в режиме N, может самопроизвольно катиться. Поэтому на светофорах и в пробках педаль тормоза должна быть выжата.

В роботизированных коробках передач, а также трансмиссиях типа DSG нейтральный режим — единственный рекомендованный при кратковременных остановках. Это обусловлено особенностями конструкции таких коробок. Он также позволяет сберечь гидротрансформатор.

Особенно важно использовать положение N при буксировке машины с автоматом. Таким образом исключается опасный перегрев и выход из строя коробки передач. Но важно помнить, что у автомобилей с коробками DSG при активации режима N падают обороты двигателя. Чтобы быстро тронуться с места, нужно газануть.

Активированный режим нейтрали позволяет колесам продолжать вращение без малейшей нагрузки на трансмиссию и карданный вал. Однако при длительной стоянке рекомендуется активировать «Паркинг».