В руководстве по эксплуатации транспортного средства указывается, что масло залито в коробку на весь период службы агрегата. Однако, в связи с тем, что любая техническая жидкость со временем теряет свои свойства и накапливает в себе продукты износа, трансмиссионное масло не является исключением и требует своевременной замены для обеспечения стабильной работы КПП.

Масло в коробке передач требует регулярной замены

Масло, используемое для КПП – это специальный состав, образующий на поверхности движущихся частей защитную плёнку, благодаря которой минимизируется трение между соприкасающимися сторонами. В результате качественного смазывания деталей их износ происходит гораздо медленнее. Недостаток смазки при высоких нагрузках быстро приводит к поломке всего узла.

Масло в КПП необходимо не только для минимизации трения, но и для:

  1. теплоотведения. Смазка охлаждает весь механизм, предотвращая его перегревы и разрушения. Детали в коробке передач постоянно работают с высокими нагрузками, что приводит к выделению большого количества тепла. Качественная смазка позволяет не допустить перегрева, поэтому так важно обновлять масло в КПП;
  2. антикоррозийной защиты. Масло предотвращает контакт кислорода с металлическими поверхностями и их окисление, что позволяет повысить срок службы запчастей;
  3. снижения ударной нагрузки, которая постоянно воздействует на детали. Это позволяет снизить износ всех частей агрегата.

Масло в коробке передач автомобиля следует менять гораздо реже, чем в двигателе, однако, забывать о сроках замены не стоит. В случае обнаружения утечки, устранить её следует как можно раньше, поскольку недостаток смазки губителен. Вместе с маслом требуется замена сальников и фильтра.

Необходимость замены масла в КПП, даже если в руководстве об этом не написано

Несмотря на то, что многие производители указывают на отсутствие необходимости замены масла в КПП, эту процедуру следует выполнять регулярно. Рекомендуется проводить полную, а не частичную замену.

Во время эксплуатации автомобиля смазка поглощает влагу из окружающей среды и теряет свои свойства из-за загрязнения. Специалисты выделяют следующие факторы, оказывающие влияние на необходимость замены:

  1. пробег ТС;
  2. интенсивность эксплуатации и её условия;
  3. технические особенности КПП, которой оборудован автомобиль;
  4. длительный простой без движения. Масло стареет, застаивается и теряет свои свойства;
  5. некачественное масло, которое было залито на прошлых ТО;
  6. приобретение подержанного автомобиля;
  7. аварийные неисправности КПП.

Ресурс коробки передач напрямую связан с качеством используемого масла. Несмотря на заявления производителя о несменяемом масле, очень часто к пробегу в 80-100 тыс. км. автовладелец может ощутить ухудшение процесса переключения скоростей. Это может выражаться в подёргиваниях, задержках, ударах в процессе переключения. Причиной толчков является значительное загрязнение смазки продуктами износа. Они нарушают работу гидроблока КПП и оказывают влияние на нарушение плавности переключения передач. Согласно статистике у 9 из 10 автомобилей получится избавиться от толчков сразу после замены масла в КПП, причём чем быстрее будет произведена замена, тем больше вероятность решения проблемы.

Рекомендуемый интервал замены жидкости в КПП

Производить замену масла в коробке передач следует в соответствии с регламентом производителя. Однако, если в мануале к автомобилю указано, что замена не требуется, можно ориентироваться на следующие факторы:

  1. Производить полную замену на каждые 70-90 тысяч км. пробега ТС. Точное значение зависит от конфигурации коробки передач. для механики рекомендуемые интервал больше, чем для автомата и в среднем составляет 90 тысяч км. По времени интервал должен быть равен 2-3 годам.
  2. При эксплуатации автомобиля в сложных условиях, производить замену смазки рекомендуется в два раза чаще. Следует помнить, что рекомендации европейских и японских ТС основаны на использовании машины в условиях мягкого климата. Российские реалии вынуждают проводить замену смазочных материалов гораздо чаще, поскольку климатические условия существенно отличаются от Европы. Контролировать состояние масла следует как минимум каждые 60 тысяч километров. Если в смазке была обнаружена металлическая стружка, цвет потемнел и появился запах горелого – это говорит о необходимости замены. Жидкость не справляется со своей задачей, а наличие опилок в его составе усиливает трение.

Для некоторых японских и американских иномарок устанавливаются необслуживаемые коробки автомат, масло в которые наполняется только один раз на заводе и повторная замена не требуется. Однако, даже в этом случае могут быть исключения:

  • утечка. Понижение уровня жидкости в результате разрушения сальников и других уплотнительных деталей приводит к необходимости устранения причины течи и восстановлению необходимого уровня;
  • любые процедуры, в ходе которых требуется разборка коробки передач. Частичный или капитальный ремонт КПП требует полного слива жидкости, после чего масло меняется на новое;
  • появление в жидкости металлической или пластиковой стружки сигнализирует о существенном износе смазки и необходимости её замены.

Объём заливаемой жидкости может быть от 1.5 до 15.5 литров, в зависимости от года выпуска ТС и типа коробки передач. Осуществляя замену, важно ориентироваться на рекомендуемый производителем объём и тип заливаемой жидкости.

Каждый автолюбитель, следящий за своим ТС, должен учитывать тот факт, что несмотря на заверения некоторых производителей об отсутствии необходимости замены масла в КПП – делать это нужно. Оптимальным промежутком для замены будет пробег автомобиля в 60 тысяч километров. Эксплуатация в тяжёлых условиях или использование дешёвой некачественной смазки требует сокращение этого промежутка до 40 тысяч км. пробега.