Что нужно знать, покупая подержанный автомобиль
Бывает так, что новую машину купить не получается. Если вы сразу же подумали про нехватку денег, то это, действительно, самая популярная причина. Но далеко не единственная. Модель, которую вы давно себе присмотрели и на которую копили деньги, не желая влезать в кредит, могли снять с производства. Может, вы фанат ретро. Возможно, ностальгические причины заставляют вас выбирать те машины, которые уже не продаются в автосалонах.
На самом деле считать всех, кто покупает не новые автомобили, нищими как минимум снобизм. Есть такие модели, при виде которых у водителей начинают выворачиваться шеи, и их уже не производят. Есть восстановленные машины, на которых каждый второй хочет прокатиться. И хотя они все и подпадают (за редким исключением) в категорию подержанных автомобилей, стоят они при этом очень, очень много, гораздо дороже современных массовых авто. В общем, примем как данность: человек вполне может предпочесть авто с пробегом и это будет его личным выбором.
Кто на рынке
Последние события в нашей стране сильно повлияли на рынок подержанных авто. Рост получился ураганным: взлетевшие цены в автосалонах, сумасшедшие скачки курса рубля… Какое-то время производители держались на остатках закупленных по старым ценам автомобилей, но это не могло продлиться вечно. И теперь даже государственная поддержка кредитов не помогает дилерам противостоять рынку.
В то же время покупка подержанного автомобиля стала реальной альтернативой. Во-первых, не надо мороки с кредитами и банками. Во-вторых, цены гораздо более демократичны, можно найти вариант буквально для любого кошелька. Естественно, всегда есть на этом рынке обособленная категория клиентов, покупающих первую машину. Им даже больше, чем остальным, нужно приемлемое качество за маленькие деньги.
Продавцы под стать покупателям. Есть частники, есть полноценные дилеры. Кто-то выставляется в интернете, кто-то на специальных базарах, у некоторых даже свои стоянки. Как не запутаться во всём этом многообразии?
Для начала, не теряйте голову. Понятно, что машина с пробегом не идеальна, а рассказать можно что угодно. Но «такая корова нужна самому», верно? Есть разные обстоятельства для продажи машины, но вряд ли кто-то станет избавляться от авто, потому что оно слишком хорошее.
Поэтому будьте внимательны и благоразумны.
Для подержанных автомобилей есть свои пределы ценового падения. Не будем называть цифры прямо сейчас, просто скажем, что не получится купить пристойную машину «на сдачу». Если видите перед собой неадекватно низкую цену, значит, что-то не так. Либо на эту машину не достать запчастей, а в ближайшее время что-то серьёзно сломается. Либо она вообще в угоне и злоумышленник надеется, что вы не станете её проверять, чтобы не упустить выгодное предложение. Есть и ещё варианты, и они явно неприглядные. Поэтому лучше спросить совета по покупке автомобиля с пробегом у того, кто уже прошёл через такое испытание. Советы и предостережения посыпятся на вас как из рога изобилия. Но не паникуйте.
Если вам один человек говорит, что лучше брать машину у частного продавца, то другой обязательно скажет идти к дилеру. Истина, как и руль агента Малдера, где-то рядом. Частник может обмануть вас не хуже дилера, а дилер может продать хорошую машину за небольшие деньги. И наоборот. Поэтому, как и при покупке нового авто, обращайте внимание на репутацию продавца, если есть возможность. Про дилера можно прочитать отзывы. «Частник» хуже поддаётся проверке, конечно. Идеальный вариант — брать у знакомого. Всегда знаешь, кому потом задавать вопросы. Но такое бывает редко.
Вопрос доверия
Даже если вы смогли проверить отзывы, расслабляться рано. Добросовестные продавцы, стремясь выжить в потоке сговора и нечестной конкуренции, согласны на проверки. Некоторые (правда, их не так много) даже за свой счёт. Это идеальный вариант. Перед тем как купить б/у автомобиль, найдите автосервис, на котором будете его проверять, и попросите продавца съездить туда с вами. Если машина такая, как он вам рассказывает, он не откажется.
Мастер в автосервисе, как правило, сам знает, что проверять. Самые уязвимые детали в машине он посмотрит по мере сил. Кое-что он не сможет оценить сразу, например, проводку. Поэтому хорошо бы вам перед этим самому поездить на этой машине, проверить, как она ощущается на ходу, посмотреть на приборы — а в автосервисе рассказать всё мастеру. Так ему будет легче выяснить основные направления проверки.
Ходовая, двигатель, коробка передач. Это три чужих кита, на которых стоят автосервисы. Где-то рядом с ними ещё электрика. Вы не сможете проверить всё и сразу, и мастер не сможет, к этому надо быть готовым. Покупка подержанного автомобиля — всегда риск. Важно, чтобы вы его осознавали.
Спросите у продавца, где он обслуживал машину. Спрашивать, вовремя ли он, например, менял масло, естественно, бессмысленно. Посмотрите сервисную книжку, если машина не слишком старая. На рынке полно предложений по покупке у частных лиц б/у автомобилей, которые вообще всё ещё на гарантии. Тут, конечно, вам лучше всего поехать не в какой-то гараж, а к официальному дилеру. Он проверит отметки в книжке, проведёт диагностику и выдаст вам заключение, с которым вы к нему же, если что, и приедете.
ГИБДД предоставляет гражданам услугу проверки автомобиля. Вы переписываете с двигателя группу цифр, вносите их в форму на сайте — и вот уже у вас информация о том, не числится ли эта машина в угоне и нет ли по ней запрета регистрационных действий. Такой запрет могут наложить суд, налоговая, таможня и социальные службы. Если вы купите машину, не проверив, и окажется, что её нельзя было покупать, то у вас её просто заберут. А вы сможете вернуть свои деньги с продавца через суд. Может быть.
Юридическая чистота автомобиля едва ли не важнее его физической исправности. Сплошь и рядом случаются неприятности, когда кто-то понадеялся на добросовестность продавца и прогадал. Чтобы не попасть в такое неприглядное положение, всегда обдумывайте каждый свой шаг.
Финишная прямая
Но вот все проверки миновали, вы договорились по цене, и… Что дальше? Раньше всё было непросто. Вы ждали, пока продавец снимет авто с учёта, ставили его на учёт уже на себя. Очереди, нервы. Никто из нас этого не любит. Поэтому сейчас популярен другой способ.
Вы заключаете договор купли-продажи на подержанный автомобиль, идёте с ним уже без продавца в ГИБДД. Обратите внимание: полис ОСАГО вы должны купить до перерегистрации, не позднее десяти дней после заключения договора. В ГИБДД прямо при вас этот договор проверяют на правильность заполнения, принимают пакет документов. В нём, кроме договора, должны быть техпаспорт и его копия, копия паспорта продавца и копия страхового полиса. И после оплаты пошлины вам переоформляют автомобиль в собственность.
Такая «упрощённая» схема выгодна не только продавцу и покупателю, но и самим сотрудникам МРЭО, экономия времени получается колоссальная.
Собственно, на этом процесс покупки завершается. Теперь машина ваша. Если говорить о советах и предостережениях, то мы не можем сказать очень уж многого. Каждый случай индивидуален, каждое авто надо знать и уметь проверять. Каких-то общих рекомендаций не так уж и много.
Но они есть. Проверяйте юридическую чистоту машины. VIN-код хорош не только в магазине автозапчастей, но и на сайте ГИБДД. Проверяйте ходовую часть, двигатель и коробку передач, желательно в автосервисе на яме или подъёмнике. Не надо ложной скромности, соглашайтесь и требуйте проверок! Человек, который вам не врёт, не станет от них отказываться. Помните, что вы отдаёте за чужой пока что автомобиль свои кровно заработанные деньги. Стеснение тут попросту неуместно. Если вы чувствуете себя не очень уверенно, попросите друзей и знакомых вам помочь, это совершенно нормально.
И ни в коем случае не расставайтесь с деньгами, если в чём-то не уверены. Найти другую машину, продавец которой устроит вас по всем параметрам, можно. Сколько бы раз вам ни говорили, что это самое выгодное предложение, это всегда лукавство. А сделать что-то постфактум будет очень трудно. К покупке подержанного автомобиля, как и ко всему с ним связанному, нужно относиться очень серьёзно.