Трип-компьютер стал практически незаменимой частью автомобиля в последние несколько лет. Он в реальном времени отображает данные по диагностике совокупно с нескольких десятков датчиков по всем системам автомобиля. Чаще всего водитель просматривает на экране бортового компьютера данные о средней скорости, мгновенном расходе топлива и в пересчёте на 100 км, температуру за бортом, длительность поездки и так далее.

Бортовой компьютер

Набор этих данных может различаться в зависимости от модели компьютера и количества подключенных и передающих ему данные датчиков. Некоторые особо продвинутые модели даже делают взаимодействие двусторонним, позволяя пользователю отправлять через свой интерфейс какие-либо команды, но это всё ещё не слишком частое явление.

Продукция Волжского автозавода в нашей стране воспринимается, конечно, неоднозначно. Оставив в стороне пока что этот момент, скажем, что на современные Лады ставят бортовые компьютеры как штатные, с завода, так и сторонние.

Что он умеет

На ВАЗ бортовые компьютеры штатно устанавливаются из расчёта простого отображения показателей. Это стандартные время, расход топлива в 2 проекциях, температура «за бортом», длительность поездки и средняя скорость. Так как эти текстовые данные водитель должен «читать» не только на стоянке, но и прямо на ходу, не отвлекаясь от дороги надолго, интерфейс не стали делать мудрёным. Органы управления трип-компьютером вынесены на подрулевой переключатель и состоят из качельки, которую водитель перещёлкивает вниз или вверх. Данные отображаются на монохромном экране между спидометром и тахометром. Цифры крупные, легко читаются и не требуют повышенного внимания. Возможно, интерфейсно это не самое изящное решение, однако, бесспорно, прагматичное.

Бортовой компьютер с экраном

Если же мы говорим об установке бортового компьютера на ВАЗ от стороннего производителя, то ситуация несколько меняется. В зависимости от модели такие компьютеры могут устанавливаться как в предусмотренные разъёмы, так и «навесным» методом.

Подключение трип-компьютера через диагностический разъем даёт ему доступ практически ко всем датчикам автомобиля. Помимо перечисленных стандартных показателей, водитель может считывать данные о температуре масла, о работе ABS, о давлении в топливном коллекторе и длительности впрыска, температуре тосола, остатке топлива в баке и прогнозе пробега на этом топливе. Некоторые модели могут отрисовывать графики для этих показателей. Их ценность в движении минимальна, при стоянке тоже сомнительна, но выглядит эффектно.
Раз уж вспомнили об эффектности, то стоит сказать, что это одна из главных отличительных черт решений от сторонних производителей. Варианты установки бортового компьютера на ВАЗ ограничены тремя опциями, как мы уже упоминали. Это установка в DIN-разъём, на приборную панель и на лобовое стекло. Количество датчиков тоже конечно, соответственно, они могут отображать конечное количество данных. Остаётся фактор внешности. Речь идёт не только о графиках. Многие производители оснащают свои решения цветными экранами, звуковыми оповещениями и визуальными изысками в отображении данных.

Когда будете выбирать себе бортовой компьютер на ВАЗ, обратите внимание на этот момент. Бесспорно, красивый экран в машине выглядит лучше чёрно-белого. С другой стороны, вы должны увидеть на нем данные тогда, когда это нужно вам, и максимально быстро. А цветной экран в этом плане достаточно прихотлив.

Что действительно важно

Каждому водителю приятно знать, что именно происходит в его машине в каждый момент времени. Однако избыточность в любом деле плоха. Множество из этих данных может вам никогда не пригодиться. При этом штатные датчики подчас не дают той информации, которая может быть полезной. Например, дублировать показания тахометра при наличии его на приборной панели как минимум бессмысленно. А уровень давления в шинах был бы очень полезен. Но штатного датчика давления в покрышках на ВАЗах нет; стоит выбрать бортовой компьютер, который обрабатывал бы подобную информацию, если вы хотите подобный функционал в своём авто.

Обращайте внимание на то, как именно организовано отображение данных на экране. Помимо упомянутых выше цветопередачи и количества данных, имеет значение и их группировка. Вряд ли будет особенно безопасно вглядываться в десяток мелких цифр на небольшом экране при езде по городу, когда надо всего лишь узнать, на сколько хватит оставшегося бензина в баке. Бортовой компьютер на ВАЗ сугубо утилитарен, и это следует принять во внимание при выборе устройства. При этом если вы планируете использовать его исключительно в гараже или на стоянке, существенная часть ограничений просто отпадает. На самом деле это вопрос здравого смысла.

Работа с электропроводкой при установке бортового компьютера на ВАЗ минимальна. Практически все решения, имеющиеся на рынке, оборудованы специальными разъёмами, так что вам не придётся вооружаться паяльником и изолентой. Конечно, исключения есть, но в общем случае ситуация такова: определились с местом установки, добрались до нужного разъёма, соединили шлейфы по инструкции. Как видите, несложно. Подобные унифицированные решения предпочтительнее, так как электропроводка автомобиля очень чувствительна к «колхозным» изменениям и может преподнести несколько неприятных сюрпризов.

Вывод

Бортовой компьютер на ВАЗ, как и на любой другой машине, полезная вещь и для диагностики, и для повседневной езды. Выбор такого компьютера требует внимательного и вдумчивого подхода, но когда вы определитесь с моделью и местом установки, чёткие инструкции и продуманная система подключения сильно облегчат вашу жизнь.