История создания ВАЗ 2108 таит в себе много секретов. Например, разработка этого автомобиля началась ещё во времена, когда с конвейера выходили только первые автомобили ВАЗ 2101, а это было в 1971.

ВАЗ 2108

Разработка системы переднего привода

Это был первый переднеприводный ВАЗ, а двигатель его располагался поперечно. Функционировал он по принципу последовательной схемы, где оси коленвала и первичного вала от механической коробки передач были расположены рядом и вращались в одном направлении. В автомобиль устанавливался силовой агрегат объёмом на 1 литр, а мощность его составляла 45 лошадок. На то время ВАЗ 2108 был техническим рывком вперёд для советского автопрома, потому что в нём использовались актуальные тогда детали, такие как подвеска МакФерсон и шарниры Гука. Несмотря на очень успешную разработку, это был лишь первый прототип и в планах инженеров была идея модернизировать авто.

ВАЗ 2108 история модели второго прототипа началась в 1973 году, когда он и был изготовлен. Системные узлы и двигатель этой модели на заводе решили обкатать, чтобы увидеть, насколько эффективно они работают. Для этого использовали специальные автороллеры, они представляли собой кузов от автомобиля, в который просто можно было встроить двигатель с необходимыми узлами и запустить его.

Чтобы запустить переднеприводный автомобиль в серийное производство, волжскому заводу пришлось заключать договор с компанией Харди-Спайсер из Англии. ВАЗ купил у них технологию производства нового типа шарниров, которые использовались на модели 2121, а позже и на культовом 2108.

Производство ВАЗ 2108

Прежде чем приступить к полноценному изготовлению модели, инженеры решили протестировать иномарки тех лет, которые имели передний привод. По результатам этих испытаний было выявлено, что в условиях российских дорог у всех иностранных авто была одна слабость — это ходовая часть. Сразу же начали регулировать подвеску и управление прототипа, кстати, на момент испытаний в нём был установлен двигатель от компании FIAT модели 128.

С учётом найденных слабостей в иномарках, был изготовлен последний прототип, который внешне очень напоминал серийный ВАЗ 2108, а произошло это в 1977 году. В итоге в мае этого же года инженеры реализовали полученный опыт в показательную модель ВАЗ 2108.

Чтобы сбалансировать двигатель и ходовую часть для оптимального вождения, были изготовлены два варианта модели с пометками «Ш» и «Д». Авто, помеченное буквой «Ш», представляло собой кузов от копейки с системными узлами и двигателем от серийных ВАЗ 2108. Автомобили с кузовом от 2106 и двигателем от 2108 помечались буквой «Д», соответственно.

Рассмотрев все наработки инженеров, министерство автопрома издало указ, выпускать модель ВАЗ 2108 в комплектации с двигателем на 1,3 литра объёмом, а длина авто должна составлять приблизительно 4 метра.

Внедрение знаний зарубежных инженеров

Сделано это было с целью того, что власть собиралась распространять эту модель автомобиля не только в Союзе, но и экспортировать его в европейские страны. Европа уже насытилась обычными авто с передним приводом, а, значит, требовалось поставить продукт, способный удивить. Чтобы довести до ума двигатель и ходовую, советские инженеры обратились за помощью к специалистам компании Porsche. Таким образом, к истории ВАЗ 2108 приложили руку и иностранные инженеры.

Иностранные инженеры нашли несколько недоработок в проектах ВАЗ 2108 и внесли свои корректировки. Благодаря их вмешательству автомобили оборудовали карбюраторами Solex, в то время они были новыми. А в задней части кузова автомобили сделали небольшой горбик, чтобы во время езды авто сильнее прижималось к земле. Также была улучшена устойчивость, управляемость и динамика автомобиля. Что касается внешности автомобиля ВАЗ 2108, то это заслуга дизайнеров из Тольятти, которые решили использовать в работе веяние канонов итальянского автопрома.

Салон автомобиля ВАЗ 2108

Учитывая помощь иностранных инженеров в создании, первые ВАЗ 2108 имели комплект из большинства западных деталей. А это стёкла из Швеции, французские шины и т. д. Благодаря этим внедрениям, авто было конкурентоспособным на европейском рынке. Акцент в первых авто был сделан на безопасность и высокую эргономику.

Модели последних прототипов

Образец автомобиля, который должен был экспортироваться в Европу, проходил очень жёсткие испытания. За короткий промежуток времени авто проезжало около 80 000 км, а это давало возможность найти слабые места модели и исправить их.

Ближе к концу 1981 года появилась версия автомобиля, так называемая «двухсотая». Её тестировали ещё серьёзнее, ведь этот автомобиль должен был разойтись по всему Союзу. Испытания проходили в суровых климатических условиях, то на Кавказе, то в Туркмении, то на дальнем севере.

«Трёхсотая» модель сошла с конвейера аж в 1983 года, этот автомобиль был практически копией того, что вы можете увидеть на улицах страны.

Серийный ВАЗ 2108 и модификации

Первый серийный автомобиль был произведён в 1984 году, если быть точнее 19 декабря. А массовое производство и приход авто на рынок случилось только через год.

Грандиозного дебюта не вышло у ВАЗа. Дело в том, что найти запчасти для ВАЗ 2108 было практически нереально, тогда был тотальный дефицит, а в модели обнаружилась очень ненадёжная деталь — коммутатор. Салон был обшит пластиком, которой совершенно не создавал никакой шумоизоляции, но ещё и сам шумел. Эти нюансы нанесли удар по репутации новинки. Однако спустя несколько лет, когда эти проблемы были исправлены и запчасти уже поставлялись в магазины — советские автолюбители оценили превосходство ВАЗ 2108 над другими авто.

В результате постоянных доработок восьмёрка выпускалась с двигателями объёмом от 1,1 до 1,5 литров. Было выпущено множество модификаций, поэтому можно встретить 2108 с правым рулём, 16-клапанным силовым агрегатом и даже в кузове кабриолета.

Прекратили производство этой модели в октябре 2003 года, но поскольку автомобиль в итоге был очень удачный и продажи по нему были высокими, через несколько лет его опять запустили в производство. Только в этот раз модель опять немного изменили и дали ей новую маркировку 2113. Вот такая была история создания ВАЗ 2108. Видео отобразит вам все модификации этого авто.


Только для посетителей CAREXTRA.ru: персональная скидка 200 руб. в нашем магазине видеорегистраторов и навигаторов! Используйте код купона CAREXTRANEW при оформлении заказа.

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 4.5% / Рассрочка / Trade-in / 95% одобрений / Подарки в салоне
Мас Моторс