Советский автопром – уникальное явление. В особенности это касается разработки новых моделей. Часто встречались особые версии, по внешнему виду которых было трудно догадаться об их происхождении.

Мотоколяска С-1Л

Серийный выпуск данного транспортного средства был налажен в 1952 году на Серпуховском мотоциклетном заводе.

Мотоколяска строится на трёхколёсной подвеске с жестяным кузовом типа фаэтон. В качестве движущей силы выступает одноцилиндровый карбюраторный мотор с рабочим объёмом 123 куб. см.

Примечательно, что «инвалидка» имела множество версий, основными отличиями которых были варианты управления – одной правой или левой рукой. Помимо С-1Л существовали модернизации с более мощными двигателями. Впрочем, из-за сильного перегрева силовой установки, С-2Л и С-3Л так и не стали популярными.

Москвич 408 Турист

Проект кабриолета на базе знаменитого «Москвича-408» появился в 1961 году сразу после выхода универсала и фургона. По задумке основным рынком сбыта должны были стать европейские страны. Ключевой особенностью автомобиля являлась нестандартная по сравнению с оригинальной моделью компоновка «2+2», а также съёмная жёсткая крыша.

Для сохранения баланса кузова инженеры убрали задние двери и их стойки, а для устойчивости конструкции была добавлена X-образная усиливающая балка.

Стоит отметить, что с точки зрения оснащения, это был тот же 408-й. За производительность отвечает 1,36-литровый бензиновый двигатель со скромной мощностью в 50 л.с. Ходовая часть и детали интерьера также остались неизменными.

Впрочем, проект вскоре закрыли из-за крайне низких показателей надёжности мотора. Кроме того, технологические трудности стали причиной задержки выхода опытного образца, что заметно снизило интерес к модели.

Пикап ГАЗ-24 Волга

Как известно, культовый автомобиль ГАЗ-24 выпускался во множестве модификаций. Оказывается, существовали фургоны и пикапы Горьковской фабрики с модельными номерами 24А-247 и 24А-948 соответственно.

Разумеется, направление не являлось ключевым для производителя, поэтому модификацией и сборкой занимались на Воронежском, Чебоксарском и Рижском заводах. К слову, некоторые детали экстерьера и конструктивных особенностей отличались с каждой новой партией. Примечательно, что от своего прототипа автомобили в техническом плане никак не отличались. В качестве двигателя выступал 2,4-литровый бензиновый мотор на 95 л. с.

Ввиду крайне низких объёмов производства, пикап на базе «Волги» пользовался слабым спросом.

Пикап ЗАЗ-968МП

Модель, представленная в 1990 году, просуществовала вплоть до закрытия всей линейки. Всего было выпущено порядка 2,5 тыс. экземпляров 968МП.

Автомобиль, можно сказать, появился случайным образом. Для экономии производства «Запорожца», выбракованные кузова не утилизировались. Испорченная задняя часть крыши отрезалась, а на её место приваривали стенку с окном. В качестве кромки грузового отсека выступал простейший П-образный профиль из стали.

Столь низкий тираж украинского пикапа обусловлен крайним неудобством использования машины по прямому назначению. Из-за компоновки двигателя, который располагался в задней части кузова, частично перекрывался доступ к грузовому отделу, а высокий не откидывающийся борт только усложнял ситуацию.

НАМИ-013

Опытный проект одного из первых автомобилей вагонного типа. Считается, что модель под номером 13 стала прообразом современного минивэна, а также наиболее знаменитым концепт-каром СССР.

Конструкция машины крайне отличалась от серийных автомобилей того периода. Несущий кузов строился на независимой подвеске, а в качестве силового агрегата выступал двигатель от ГАЗ-М20 «Победа». Отсек последнего располагался сзади и трудился в паре с гидромеханической трансмиссией.

Машина по праву считается культовой. Многие специалисты сферы оценивали проект, как прорыв не только в советском автомобилестроении, но и мировом. Более того, НАМИ-013 – один из немногих разработок, когда отечественные конструкторы создали новую форму кузова, не прибегая к копированию иностранных прототипов.

Гоночный Москвич Г-4

Легенда автомобильного спорта СССР появилась в 1963 году. Машина представляет собой одноместный гоночный болид, разработкой которого занимался знаменитый столичный завод МЗМА.

В основе спортивного автомобиля лежит «Москвич-407». От оригинальной модели был позаимствован двигатель, большая часть подвески, тормозная система, а также коробка передач. Разумеется, каждый узел подвергся значительным доработкам.

В первый год выпуска модель Г-4, пилотируемая Юрием Чвировым, одержала победу в первенстве Ленинграда и СССР.

ГАЗ-ТР Пионер

Уникальный автомобиль стал первой машиной в мире, оборудованной турбореактивным двигателем. Кузов выполнен из алюминия, дополнен килем и системой антикрыльев.

Впрочем, силовой агрегат вызывает больший интерес. В качестве последнего выступает установка ВК-1, также устанавливаемая на МИГ-17. Мощность двигателя достигает невероятной отметки в 1 тыс. л. с. По оценкам инженеров ГАЗ-ТР мог разгоняться до 800 км в час.

Вследствие неудачи на ходовых испытаниях, руководство приняло решение свернуть проект. Сегодня обломки автомобиля можно увидеть в музее завода ГАЗ.

ИЖ-2715-013-01

Машина представляет собой экспортный вариант пикапа на базе знаменитого «ИЖ-2715». За границей автомобиль получил название Elite PickUp. Модель отличается удлинённой платформой, что позволило заметно увеличить объём полезного груза.

Пикап пользовался популярностью в странах Латинской Америки, а позднее и в Финляндии.