Советские минивэны и микроавтобусы со стильным дизайном – они и сейчас кажутся «красавчиками»
Лидерами по производству минивэнов и микроавтобусов уже много лет являются зарубежные автоконцерны: американский Ford, японские Mitsubishi и Toyota, немецкие Mercedes и Volkswagen. Советские конструкторы во времена железного занавеса не хуже иностранных коллег строили комфортабельные и мощные авто, но не все их разработки дожили до наших дней.
НАМИ-013
Идея создать авангардный заднеприводный автомобиль пришла инженеру Юрию Долматовскому еще до начала Второй мировой войны, но первый прототип создали лишь в конце 1950 года.
От других авто НАМИ-013 отличался маленькими 13-дюймовыми шинами, независимой подвеской всех колес и новаторским несущим кузовом с тремя рядами сидений.
Не имеющий схожих по компоновке и внешнему виду аналогов просторный минивэн был доработан в 1953 г. НАМИ-013 выглядел слишком футуристично, и руководство СССР предпочло копировать западные автомобили. В 1954 г. образец списали, но документацию сохранили и использовали при создании других машин.
Старт
Микроавтобус «Старт» изготовили в 1963 году на небольшой Северодонецкой авторемонтной базе, где задумали создать первое советское авто с пластиковым кузовом. Машину построили на базе ГАЗ-21, а передние и задние стекла позаимствовали у УАЗ-450.
«Старт» отличался расположением двигателя в средней части и наличием багажника как у легковой модели. Поскольку микроавтобусов в СССР не хватало, руководство поддержало инициативу украинских конструкторов и выделило 50 машинокомплектов «Волги» для сборки модели. Машины пополнили автопарки маршрутных такси, заводов, киностудий и государственных учреждений.
Производство автомобилей, выделяющихся аэрокосмическим дизайном, было прекращено в 1970 г. из-за дефицита деталей ГАЗ-21.
РАФ «Латвия»
Серийное производство РАФ-2203 «Латвия» было запущено 1976 году на автозаводе в Елгаве. 11-местный микроавтобус вагонной компоновки с цельнометаллическим кузовом строился на шасси ГАЗ-24 «Волга».
В новой модели снизили центр тяжести и усовершенствовали пропорции кузова, она стала комфортнее и безопаснее предшественника РАФ-977.
РАФ «Латвия» использовался в качестве служебного транспорта, машин скорой помощи и маршрутных такси, для обслуживания аэропортов. Микроавтобус, продержавшийся на конвейере 36 лет, перестали выпускать в 1997, поскольку его вытеснили «Газели» и европейские аналоги.
ЗИЛ-118 «Юность»
ЗИЛ-111 послужил основой для создания первого микроавтобуса премиум-класса ЗИЛ-118 «Юность». В новой модели усилили подвеску, рулевой механизм и тормоза, а салон с улучшенной шумоизоляцией оснастили комфортными сидениями, эффективной системой кондиционирования и отопления, индивидуальным освещением и пепельницами.
Стильный микроавтобус в 1967 году завоевал 12 наград на Международной автобусной неделе в Ницце.
Из-за отсутствия должного финансирования с 1962 по 1970 г. было выпущено лишь 20 экземпляров ЗИЛ-118 «Юность».
Охта
Созданный в 1987 году в единственном экземпляре 7-местный минивэн «Охта» выглядел как авто из будущего. Модель трансформировалась в 2-местный фургон с обеденной и спальной зоной.
Автомобиль, позаимствовавший ходовую часть у ВАЗ-21083, превосходил зарубежные аналоги. Зеркала заднего вида были встроены в неподвижную часть окон дверей, а на высокой скорости автоматически выдвигался спойлер.
После Женевского автосалона в 1988 г., где минивэн завоевал награды, машина осталась на таможенном складе и была разграблена и разрушена. Без оплаты пошлины его запретили ввозить обратно в Россию.