Запорожец ЗАЗ-965 – это машина, которая обладала рядом уникальных свойств. Несмотря на то, что основой ее кузова и компоновки послужил ФИАТ-600, количество изменений и усовершенствований, качество конструкторских решений привели к тому, что ЗАЗ-965 стал оригинальным автомобилем, имеющим право числиться среди новейших разработок своей эпохи.

Необычный мотор

Во-первых, мотор находился сзади. Это позволило создать просторный салон, то есть, избавиться от кардана, проходящего под всем полом.

Во-вторых, мотор V-образный. Да-да, несмотря на то, что объем его всего 746 кубиков (позднее его довели до 877), это был настоящий V.

Мощность двигателя составляла всего 27 л.с., что было немного, но достаточно для небольшой машины.

И, наконец, в-третьих, у двигателя воздушное охлаждение. Выбрано оно было для упрощения конструкции, с учетом эксплуатации автомобиля в средней полосе, где холодные сезоны затягиваются, и для того, чтобы автолюбитель смог заниматься ремонтом машины самостоятельно.

К сожалению – именно это решение – передовое на то время, было и источником проблем. Шумность двигателя значительно возрастала, ресурс – уменьшался.

Автономная печка

Кроме всего прочего у машины имелся автономный отопитель салона, которым не могли похвастаться другие легковые отечественные автомобили. Собственно, его появление как раз и диктовалось отсутствием привычной системы охлаждения.

Работал этот отопитель на бензине, с прогревом салона справлялся, однако, к сожалению, не отличался надежностью. Кроме всего прочего требовал регулярного обслуживания, в противном случае мог привести к возгорания автомобиля.

«Косолапая» задняя подвеска

Наверное, кое-кто видел грузовики Татра, которые, передвигаясь порожняком, как будто подбирают под себя колеса. Такое же решение было применено и на Запорожце.

Задняя подвеска автомобиля была построена на поперечных треугольных рычагах. Колеса машина под себя, конечно, не подбирала, но именно это решение позволило разместить двигатель в заднем отсеке машины. Впрочем, скопирована она была с итальянского прототипа, а не с Татры.

Точный одометр

Одометр – счетчик оборотов колеса машины. Придуман он был для учета пробега автомобиля, и на Запорожце выглядел особо впечатляюще, поскольку имел шесть разрядов и приличную точность.

То есть, замерял его пробег с точностью в несколько сотен метров.

Стекла

Запорожец вовсе не был мифическим зверем «Тяни-толкаем», у которого и спереди, и сзади было одно и то же. Однако кузов машины был спроектирован так, что лобовое и задние стекла его были взаимозаменяемы.

То есть, схлопотав трещину на лобовое стекло, его можно было поставить назад, а заднее – вперед. Унификация!

Двери

Двери автомобиля открывались назад. С одной стороны это создавало удобство для посадки, особенно людей с инвалидностью, а машина часта использовалась именно такими людьми, с другой – приводило к неприятностям.

Даже на небольшой скорости дверь могла открыться, что было способно привести к повреждениям кузова и другим неприятностям. Предохранительный ремешок – не спасал.

Вместо багажника

Никакого багажника у ЗАЗ-965 не было. Многие владельцы умудрялись что-то впихнуть в пространство под капотом, двигатель-то сзади. Но в этом пространстве уже находился бензобак, запасное колесо, емкость омывателя (с грелкой для зимнего времени!) и набор инструментов, без которых никуда!

В любом случае, машина получилась настолько оригинальной, что даже попала в один из фильмов Бондианы – «Золотой глаз».