Исторически сложилось так, что спросом у советских граждан пользовались трёхобъёмные седаны. ВАЗовская «классика» для гражданина СССР была и роскошью, и средством передвижения в одном кузове; автовладельца сразу же начинали осаждать родственники и знакомые, багажник был забит вещами и запчастями. Появившийся в 1984 году первый переднеприводный автомобиль завода, с их точки зрения, был немного экзотичен, ведь ВАЗ-2108, во-первых, не был седаном, во-вторых, в нём не было задних дверей. История создания переднеприводного семейства марки довольно интересна, хоть и непроста. Реакция публики на такой «подарок» от ВАЗа к шестидесятилетию советского автопрома была бурной. Эти машины раскупали, несмотря на всю непохожесть на остальные модели, за ними буквально охотились. А спустя два года с конвейера вышла «в народ» другая модель, «девятка», сразу же ставшая хитом.

ВАЗ 2109 с конвейера

Девятка: начало

Когда вдобавок к трёхдверной «восьмёрке» ВАЗ начал предлагать покупателям более практичный пятидверный хетчбэк, это стало по-настоящему приятным сюрпризом. Спортивный по тем временам облик, мощный мотор (впоследствии) и привлекательная на фоне иномарок цена сделали своё дело, люди полюбили эту модель и охотно покупали её. Так отчего же её не начали выпускать сразу?

В конце 70-х годов европейские автолюбители стали предпочитать именно хетчбэки. Стремясь не отставать от прогресса, Волжский автомобильный завод тоже стал разрабатывать свою новую модель в таком кузове, да не одну, а целых три. Но так как конвейерное время стоило непомерно дорого, а, напомним, это всё ещё был СССР, сверху поступило указание сначала попробовать выпустить на рынок одну из моделей. Так как «восьмёрка» и «девятка» имели максимально возможное количество общих деталей, они и стали первыми. Причём трёхдверная модель в производстве стоила дешевле, потому и начали именно с неё. Седан 21099 запустили позже, уже в 90-м году. Но так, наверное, даже лучше, потому что иначе мы могли бы и не увидеть виновника сегодняшней статьи в ранге культовой машины; любовь к седанам сделала бы своё дело.

ВАЗ 2108 первый советский хэтчбек

Между тем, несмотря на родство, «восьмёрка» и «девятка» получились весьма непохожими. Стилистически 2108 более спортивна, но при этом история ВАЗ-2109 началась, по сути, с серьёзных гоночных испытаний. Но об этом чуть ниже. Сейчас же о том, что у 2108 были более широкие двери (ведь инженерам не надо было думать, куда вставить задние), стремительные обводы кузова и вычурная решётка радиатора. Всё это, конечно, кажется мелочами, но в совокупности давало непривычный эффект. А 2109 стала автомобилем более семейным. Дело не только в том, что двери стали меньше, как и центральная стойка: «девятка» тяжелее, при этом на ней нашлось место для системы вентиляции салона и заднего стеклоочистителя. Инновационно модель тоже немного впереди, так как именно на неё стали впервые устанавливать сцепление беззазорного типа. Машина стала более безопасной, размеренной и семейной. Правда, от некоторых элементов (например, внешних дефлекторов) позже отказались ради обратной совместимости с 99-й, но всё равно в 1988 году «девятка» обогнала по продажам свою предшественницу, затратив на это немногим более года. Вот оно, всенародное признание и успешная история модели!

Спортивный корень

Этому немало поспособствовал автопробег Москва — Лиссабон. История модели тогда уже стала примером бурного роста, и инженеры приступили к модификации. В 1988 году они начали осваивать производство полуторалитрового мотора вместо старого, объёмом 1,3 л. Под новый мотор требовалась новая трансмиссия, и впервые в истории марки ВАЗ тогда использовали пятиступенчатую коробку передач. Некоторые детали кузова также перерабатывали, например, решётку радиатора и крылья. Кроме того, с 94-го «девятки» перестали быть карбюраторными и это далеко не полный перечень изменений в истории модели. Прямо не модель ВАЗ, а полигон для испытания инноваций. В любом случае каждая новая модификация машины, что редкость даже сегодня, была удачной и действительно делала её лучше. Но вернёмся к пробегу.

Фото легендарного ВАЗ 2109
Легендарный ВАЗ 2109 на обложки журнала.

Летом 86-го на модели Остин Монтего из Лиссабона в Москву приехали два журналиста. Им потребовалось для этого рекордное время — 51 час 30 минут. По тем временам результат был очень хорошим и приглашение из Лиссабона не заставило себя долго ждать. Советское руководство расценило это как вызов и начало подготовку. Две специально произведённые машины были обкатаны в НАМИ, а рацион пилотов разрабатывали в НИИ Медико-биологических задач АН СССР. В общем, как мы уже сказали, всё было очень серьёзно. После обкатки выбрали одну из машин, лучшую по показателям, поставили на неё резину, которая смогла бы выдержать долгое движение на максимальной скорости, литые диски и электронное зажигание, что, конечно, и не снилось рядовым покупателям в стране. За руль, простите за каламбур, посадили команду из редакции «За рулём». Трое журналистов в итоге преодолели 4811 километров за 45 часов, при том что по дороге вместо Бельгии заехали в Голландию, а ворота Лиссабона по приезде оказались заперты. Это был всемирный успех, и история модели получила своё экспортное развитие. Разумеется, популярность внутри страны также выросла и «девятка», доселе бывшая просто популярной, стала и вовсе народным кумиром.

ВАЗ 2109 на инжекторе

Подоспели модификации. Вообще, ситуация была уникальной: конструкторы ВАЗа стали разрабатывать семейство «Самара-2» ещё в 91-м, но, так как машины попали в разные ценовые категории, модели 2108, 2109 и 21099 производились бок о бок с моделями 2113, 2114 и 2115 до 2004 года! Ну а история ВАЗ-2109 и не думала затихать. Как мы уже упоминали, в 94-м модель получила инжектор, пережила несколько внешних модификаций, а для спецслужб и вовсе собирался ограниченным тиражом вариант модели с роторно-поршневым двигателем Ванкеля мощностью в 140 л. с. Скорость у такого «снаряда» достигала 200 километров в час, недостижимых для серийных Лад. Были ещё экспортные Lada Samara Baltic, за которыми в СССР бегали, как в своё время за джинсами, из-за лучшего качества сборки и окраски, кондиционера и ГУР. Во Франции фирма-экспортёр ввела в продажу ещё и дизельную модификацию. В общем, слава модели была большой и у нас, и за пределами страны.

Вывод

История модели достойна пера классика. На самом деле, она стала для ВАЗа вехой в развитии, моделью, по которой его стали узнавать за рубежом. На долгое время эта машина стала в СССР желанной и для молодёжи, и для людей среднего возраста: комфортная, надёжная и безопасная. История ВАЗ-2109 может служить показательным примером, как, вопреки тяжёлым условиям, создать по-н