История развития ЗАЗ
Украинский автопром не имеет звания эталонного производителя, но свою долю в эту сферу он внёс. Каждому известны машины ЗАЗ, которые в своё время были одними из лучших представителей рынка. История ЗАЗ началась с 1863 года, после открытия сельскохозяйственного производства голландцем Абрахамом Коопом.
С чего всё началось
Среди заводчан присутствует несколько версий основания производства ЗАЗ. Одна из них приходится на 1908 год — именно тогда был создан моторный завод в городе Мелитополе. Он занимался поставками запчастей для производства автомобилей с 1960 года. Также нередко фигурирует дата 1923 года, когда был переименован завод Абрахама в «Коммунар». Правда, завод продолжал ориентирование на выпуск сельхозтехники до 1960 года.
Такая тенденция могла и продолжаться, если бы не идея Хрущёва создать производство автомобилей, чтобы обогнать Штаты. Правда, оригинальный стиль больших и просторных машин было решено переделать на более компактные. Это было сделано в духе того времени, чтобы человек получал только необходимое.
Первый шаг
Для будущего ЗАЗ, история создания которого имеет много интересных страниц, был взят за основу Fiat 600. Этот автомобиль получил большой успех среди покупателей, поэтому из него можно было сделать хорошую машину для отечественного пользователя. На начальных этапах производство было обустроено на мощностях «Москвича». Ранее завод МЗМА занимался созданием автомобиля «Москвич-560», который положительно зарекомендовал себя на рынке. Но, поскольку завод «Москвич» был перегружен работой, производство перенесли на «Коммунар».
Первым творением был выпуск ЗАЗ-965 в 1960 году 22 ноября. В народе его быстро прозвали «горбатым» из-за специфической формы кузова. Вскоре после этого был произведён выпуск следующего флагмана ЗАЗ-966, который имел полностью переработанный дизайн. Правда, официальный выпуск с конвейера был отложен из-за экономических соображений, ведь было расточительно сразу же выпускать новую модель.
Технические особенности
Автомобиль представлял собой привычный автомобиль в кузове седан 60-х годов. Правда, в нём была небольшая корректировка дизайна — присутствие воздухозаборников. Вскоре их прозвали «ушами», после чего машина получила название «ушастый». Это свидетельствовало о народной расположенности к новинке.
Двигатель был установлен сзади. Вначале за его характеристики отвечал 30-сильный мотор МеМЗ-966А, но вскоре его заменили на 40-сильный МеМЗ-966В. На практике это позволяло машине развивать скорость до 120 км/час. Конечно, этого показателя было непросто достичь, поэтому риск получить штраф за превышение скорости был минимален.
В 1979-м была организована серьёзная переработка модели ЗАЗ-968М. Она стала последней машиной отечественного автопрома, в которой отсек для двигателя располагался сзади. Правда, его производство продлилось вплоть до 1994 года, что говорит о большом спросе на «долгожителя». Вскоре автомобиль лишился своих «ушей», что сделало дизайн слишком простым. Несмотря на это, в нём был установлен достаточно мощный двигатель.
Изменения в производстве
Вполне возможно, что продолжение модернизации могло бы дать интересный результат, но в 90-х годах история автомобилей ЗАЗ подошла к рубежу, когда создалось мнение, что автомобили «Запорожцы» являются позором украинского рынка. По этой причине мощности были направлены на выпуск «Таврии». В 1963 году молодым инженером Сташенко была предложена идея создания микролитражки. Всех поразило, что на примере Mini такой автомобиль может развивать достаточно высокие показатели скорости.
В 1976-м с конвейера был выпущен хетчбэк с полным приводом и седан, обладающий передним приводом. Чуть позже эти автомобили были взяты как основа для создания «Перспективы» (обновлённый аналог «Таврии»). Уже в 1980 году идея была полностью реализована в жизнь, и отечественный покупатель увидел совершенно новый автомобиль. Только в 1988 году было организовано полномасштабное производство автомобилей «Славута».
Особые флагманы
Среди производимых моделей стоит отметить автомобили, которые не были выпущены в широкое производство. К ним относится ЗАЗ-970, который был выпущен в 1961 году как дополнительная разработка к основному проекту 966-го автомобиля. Общая грузоподъёмность составляла 350 кг. В машине был предусмотрен небольшой капот, отчего она получила прозвище «Точило».
Уже в 1962 г. концерн выпустил новый фургон модели ЗАЗ-970В. В нём было шесть мест, что по сегодняшней классификации считается минивэном. Преимуществом была возможность складывания задних сидений, отчего водитель мог перевозить большие грузы до 350 кг. Аналогично автомобилю ЗАЗ-970Б двигатель имел выдутую форму.
Движение от 70-х
В этот период модельный ряд ЗАЗ считался лучшим по производству линейки автомобилей «Такси». Для его разработки даже был объявлен конкурс. По его итогам была выбрана машина с габаритами знаменитой «Таврии» на 3,5 метра. Особым решением была установка сидения водителя непосредственно над левым колесом, а двигатель должен был быть установлен справа.
В начале девяностых было решено внести на конвейер пикап модели ЗАЗ-968МП. Такие пикапы чаще всего производились непосредственно для нужд самого завода, не выходя в широкую продажу. Но эта модель была положительно воспринята в качестве машины для развозки груза и материалов. В основном они изготавливались из дефектных материалов, поэтому вскоре их производство было прекращено.
Смена направления
1998 год запомнился большой переменой в работе компании. Тогда был заключён большой контракт с корейским производителем, который дал начало новому этапу ЗАО «АвтоЗАЗ-Дэу». С этого времени в производстве начинается полномасштабный выпуск Daewoo Nubira, Lanos и Leganza. Они считаются первыми автомобилями, изготовленными по корейскому образцу.
Известный Lanos также получил свои мощности на заводе ЗАЗ. Он успешно зарекомендовал себя для частного пользователя и государственных предприятий. Уже ближе к 2003 году история завода ЗАЗ вышла на международный уровень. В этом помогли иностранные инвестиции, сменившие структуру собственности предприятия. В наше время половина всего капитала находится под управлением Hirsch & Cie, как результат сотрудничества со швейцарцами.
С 2004 года был настроен полномасштабный выпуск Daewoo и ЗАЗ, который продолжается и по сегодня. Интересным фактом была организация выпуска для известного бренда Opel. Подписание контракта состоялось в Киеве, и по его условиям завод производил выпуск моделей «Корса», «Астра» и «Вектра». Такое сотрудничество дало большой опыт в повышении качества сборки, которое всё ещё применяется, несмотря на отменённый контракт.
Наше время
Концерн KIA в 2009 году начал использовать мощности производства ЗАЗ для выпуска своих автомобилей. На практике заводом полноценно создаются две модели известного бренда. Уже через год к общему числу выпускаемых единиц добавляется популярный Lanos. Также было настроено производство ZAZ Forza, за основу которого взяли Chery A-13 (Китай).
Таким образом, продолжается тенденция к наращиванию мощностей производства всё более брендовых автомобилей. История авто ЗАЗ началась с небольшого завода, который занимался сельхозтехникой. Благодаря смелым решениям компания смогла выйти в лидеры, став главным автопроизводственным центром страны.
Каждый человек знает, что выбирать производство своей страны — это не только выгодно, но и надёжно. Правда, это встречается не всегда, ведь иногда попадаются и низкокачественные товары. На рынке ЗАЗ получил высокие оценки качества, ведь имеет не только современное оборудование и сырьё, но и обладает навыками немецкого производства.