История компании Saab — успех сквозь сложности и неудачи
Не все автомобильные производители с первых дней существования занимались выпуском ТС. Этому можно привести массу примеров, но сегодня мы остановимся на особой компании. Это будет история марки Saab.
С самолётов к автомобилям
Шведская автопромышленность смогла занять на мировом рынке достойное место благодаря компании Saab, которая специализируется на легковом и грузовом автотранспорте. Такое направление для основной деятельности было выбрано не сразу, поскольку изначально под брендом Saab выпускались самолёты в основном истребители и бомбардировщики. Даже в полном названии компании присутствует упоминание про аэропланы. Изображение самолёта присутствовало в символике первых автомобилей, выпускавшихся с модернизированного завода Saab. Привычный нам коронованный грифон появился только в 1968 году.
Когда Вторая мировая война закончилась, потребность в боевой авиатехнике отпала. Компания вынуждена была быстро менять стратегию своего дальнейшего развития. Ставка была сделана на производство автомобильной техники.
Первое авто
Долго думать над названием первого автомобиля не пришлось. Компания не стала изменять порядок индексации для своих новых творений. Если последний самолёт выпускался с индексом 91, то первый автомобиль только продолжил эту традицию и приобрёл название с индексом 92. Крупномасштабное производство началось только в 1949 году.
Для компании было крайне сложно переключиться с самолётов на автомобили. В команду специалистов входило 16 человек, из которых никто к автомобилестроению никакого отношения не имел. Да что там говорить, права водителя имелись только у двух работников.
Изначально создавались макеты из дерева, которые продувались в трубе Линкопинга. Через время перед конструкторами выросла модель из дерева, которая точно отображала будущую модель. После команда сотрудников могла приступить к созданию стального кузова, который изготавливался исключительно вручную. Готовый автомобиль подвергался испытаниям, которые и определили его будущий окончательный облик.
От успеха к неудачам
Чуда не случилось и марка Saab не имела оглушительного успеха. Десятилетие потребовалось, чтобы этими автомобилями заинтересовались. Создание универсала Saab 95 позволило компании обратить на себя внимание. Выпуск следующей модели также был успешным.
Объединение бренда Сааб и компании Scania – Vabis, которая специализировалась на выпуске грузовиков, привело к созданию нового логотипа и увеличение производственных площадей. В 1989 году шведским брендом заинтересовался концерн General Motors из Америки. За свой непродолжительный период совместного сотрудничества была создана модель Saab 900. Более безопасной машины на то время просто не существовало.
Начало XXI века было связано с финансовыми трудностями, которые вынудили General Motors распродать некоторые свои подразделения. В этот список попал бренд Saab. Его новым владельцем стал производитель Spyker из Голландии, который выпускал только суперкары. Но и здесь успеха не стоило ожидать, бренд даже был признан банкротом. История Сааб могла бы на этом и закончиться. Ситуацию спасла компания National Electric Vehicle Sweden.
Отличительные характеристики моделей
Уникальными были творения шведского производителя. По красоте и дизайну они сильно уступали своим конкурентам, но что касается аэродинамических характеристик — им не было равных. Ещё бы, с такой командой авиационных конструкторов! Первый экземпляр, который не пришёлся по вкусу автомобилистам, был похож на лягушку, но имел непозволительно высокий показатель лобового сопротивления (0,35).
Вскоре конструкторы Saab задумали повысить мощность двигателя. Началась кропотливая работа, результатом которой стало создание системы турбонаддува (1976). Эту идею быстро подхватили другие производители и стали интенсивно применять в своих новых моделях. Помимо этого, революционного открытия шведские конструкторы создали систему для очистки воздуха, поступающего в салон.
Saab и автоспорт
Для всех стала неожиданной победа на зимних соревнованиях в Швеции, которая досталась Saab 92 в 1949 году. Никто не ожидал, что малоизвестная и совсем непопулярная машина придёт первой. Эта победа воодушевила конструкторов бренда, и они направили свои силы на разработку спорткаров.
Saab 93 — это первая модель, которая появилась на иностранном рынке. Этот автомобиль стал основой для создания спорткара Sonett. Это был интересный родстер с кузовом из пластика и мощным мотором. С появлением этой модели о бренде Saab заговорили поклонники автоспорта.
Легендарной считается ещё одно творение шведских конструкторов — 96 модель. Два десятилетия этот автомобиль не утрачивал своей популярности и приносил хороший доход своему создателю. Всего было продано больше чем полмиллиона моделей. Компания Saab была первооткрывателем автомобилей бизнес-класса, хотя сама об этом и не подозревала. 99-я модель была солидная и безопасная, что отмечали солидные периодические здания. Успех компании в этой области был закреплён выпуском автомобиля Saab 9000, который Америка признала лучшей большой машиной.
Дальше последовали большие машины, успех которых сохраняется на высоком уровне даже сейчас. Не забывает компания и про авиационную отрасль, которая является для неё родной. В своё время было создано специальное подразделение, которое занимается только истребителями и гражданскими самолётами.
Три года назад (2013) изменился логотип на автомобилях Сааб. Он стал проще и без какой-либо символики. Простой текстовый знак можно встретить в двух вариантах: сером и разноцветном. Эти изменения коснулись только легковых автомобилей, а на грузовиках и автобусах символика сохранила свой прежний вид.
Как Россия встретила новый бренд
На первый взгляд может показаться, что автомобили, которые создаются в холодной и неприветливой Скандинавии, российским водителям должны прийтись по вкусу. Но бренд Сааб на российском рынке зарабатывал совсем немного. До 2009 года продажи росли медленно, но стабильно. А после кризиса продажи упали настолько, что компания была вынуждена прекратить поставки своей продукции на территорию России. Случилось это в 2010.
После разрыва отношений с General Motors руководство бренда провело реструктуризацию дилерской сети и серьёзно взялось за Россию. Бурная рекламная кампания, которая была нацелена на продвижение 9-3 в четырёх вариациях и 9-5 в трёх вариантах. Компания всеми силами пыталась добиться такого уровня продаж, который превзошёл бы все существующие до этого показатели. Но российские автомобилисты упорно не желают принимать шведскую марку, возводя её по-прежнему в ранг «имиджевых» автомобилей.
Может быть, через время ситуация изменится, безопасность и действительно качество будут цениться больше, а история компании будет развиваться более стремительно. В любом случае, мы будем следить за событиями и поворотами судьбы.