Станки, с/х техника, музыкальные инструменты и автомобили — как создавалась история Suzuki
Всегда интересно наблюдать за тем, как развивались большие компании. Порой бывает сложно представить, как из маленьких и неприметных компаний постепенно образовывались гиганты автомобильной индустрии. Именно так начиналась история создания марки Suzuki.
От ткацких станков к машинам
Крохотная японская деревня Хамаматсу могла так и остаться неприметным прибрежным населённым пунктом, если бы не отчаянный шаг, на который решился Мичио Сузуки. Это случилось в 1909 году, когда он решил основать свою компанию. Правда, его деятельность была направлена на создание не автомобилей, а удобных и современных ткацких станков. Длительное время японец занимался именно этим делом и достиг больших успехов. Модели станков существенно превосходили своих британских и голландских конкурентов по всем характеристикам. Японское правительство даже вручило Мичио Сузуки Медаль Синей Ленты за его достижения в национальной промышленности и вклад в развитие экономики родной страны.
Здесь японцу можно было успокоиться и наслаждаться спокойным управлением стабильно работающей компании, но ему не давала покоя мысль о необходимости всестороннего развития и внедрения фирмы в другие отрасли. Для этого были проведены маркетинговые исследования и тщательно изучен спрос потребителей. Результаты показали, что люди нуждаются в компактных и доступных автомобилях. Решение руководителя компании не заставило себя долго ждать и в 1937 году запускается проект по созданию авто. Через два года работа над первыми экземплярами была окончена. Это были опытные образцы с современными двигателями (четырёхтактная конструкция, четыре цилиндра, жидкостное охлаждение). Показатели этих автомобилей впечатляли: 13 лошадей при объёме, который не доходил до 800 куб. см.
Первые трудности
Проект был многообещающим, а планы — дальновидные. Ничто не предвещало беды, но у правительства на этот счёт были другие взгляды. Проект не получил одобрения, поскольку легковые автомобили для гражданских целей считались неприоритетным товаром. Производство пришлось остановить.
В 1945 году военные действия в Тихом океане были приостановлены и Мичио вновь запустил производство, правда, не автомобилей, а ткацких станков. В послевоенной Японии остро ощущалась нехватка материалов и нестабильный спрос. Эти обстоятельства помешали достичь того уровня экономического процветания, который существовал до войны. Чтобы удержать компанию на плаву, пришлось расширять ассортимент выпускаемой продукции, ориентируясь на товары, которые пользовались спросом. Это был инвентарь для сельского хозяйства, нагреватели и много других товаров, которые к автомобильной промышленности не имели никакого отношения.
В 1946 году ситуация немного улучшилась. Поощрения со стороны Америки, развитие национальной текстильной промышленности, новые заказы и выгодные договоры — производство расширялось, а компания укрепляла свои позиции. Так продолжалось до 1951 года, когда японский хлопковый рынок потерпел крах.
Возвращение к производству автомобилей
Все эти проблемы вынудили Мичио Сузуки поднять свой проект, который ранее не получил одобрения. Мысль о том, что человечество нуждается в недорогих и малогабаритных средствах для передвижения, не давала ему покоя. Но к своим опытным образцам Мичио возвращаться не стал, а создал совершенно новую модель, которая лишь отдалённо напоминала автомобиль. Это был скорее велосипед с мотором, который был назван «Power Free». Поставленные цели были достигнуты — новое ТС было доступным для среднестатистического японца, имело небольшие размеры, не требовало больших экономических и временных затрат. Пользователь мог выбирать как ему передвигаться: крутить педали, чтобы облегчать работу двигателю, ехать при полностью выключенном двигателе или вовсе не использовать педали.
Этот проект был одобрен японским правительством, которое даже предоставило предприятию особые условия для того, чтобы исследования в этой области были продолжены. Результат не заставил себя долго ждать — новый «Power Free» был оборудован двухступенчатой трансмиссией, а объём двигателя был увеличен с 36 до 60 куб. см.
В 1954 году объём выпуска таких мотоциклов достиг 6 тыс. экземпляров в месяц. Тогда же компания получила новое название, более актуальное для автопроизводителя, — Suzuki Motor Co., Ltd. Успех мотоциклов позволил начать работу над созданием первого автомобиля, который появился в 1955. Это был Suzulight. Его конструкция включала такие инновации, которые со временем стали использоваться во всех автомобилях, — независимая подвеска, рулевой механизм «шестерня-рейка», привод переднего и заднего типа.
Освоение международного рынка
Начиная с 1963 года, американцы получили возможность приобретать японские мотоциклы, которые были доступными и надёжными. Да и ассортимент быстро расширялся, предоставляя покупателям большие возможности для выбора. В конце семидесятых компания Сузуки стала оснащать свои новые мотоциклы четырёхтактными силовыми агрегатами. Так история Сузуки пополнилась ещё одним важным достижением — серией GS, которую сейчас можно назвать легендарной. В 1975 компания решилась на эксперимент, который был не очень удачным. Мотоцикл соединили с роторным двигателем Ванкеля. Этот экземпляр был назван Suzuki RE5, успеха своему создателю он не принёс, но коллекцию всё же пополнил. Тремя годами позже компанию возглавил Осаму Судзуки, а ещё через год на рынок вышла Alto, которая доказала превосходство японских конструкторов в сфере создания компактных автомобилей. Сузуки начала активно расширять свои производственные мощности. В Индонезии и на Филиппинах были построены заводы.
Компания стремительно расширяла не только модельный ассортимент, но и занималась выпуском новой техники. Например, двигатели для моторных лодок. Исследовательские работы велись во многих направлениях, разрабатывались компьютеризированные способы управления двигателем, увеличивалась мощность выпускаемых силовых агрегатов. Гарантия, которую предоставляла компания, была самой длительной среди всех компаний, выпускающих морские двигатели.
Новые партнёры, новые модели
Начало 80 годов было ознаменовано подписанием судьбоносного соглашения с General Motors. Следом за этим событием компания представляет модернизированный Jimny и успешно поставляет его на международные рынки. В 1982 году в ассортимент выпускаемых ТС включаются вездеходы на четырёх колёсах, первым из которых стал Quad Runner LT125. Успех компании отмечают периодические издания, она неоднократно удостаивается международных наград.
Следом за вездеходами в производство запускается Cultus — легковая машина, мотор которой имеет объём на уровне 1 литра. Она пришлась по вкусу американцам, которые оценили её практичность и компактность при высокой проходимости.
Производство мотоциклов заброшено не было, даже напротив, в 1986 вышел мотоцикл GSX-R750, который стремительно начал одерживать победы на гонках. Через два года в продажу поступила модель внедорожника Escudo (Vitara), которая приумножила успех компании на международной арене. Автомобили стали выходить один за другим, каждый новый был удачнее предыдущего: Suzuki Wagon R+ имел удачно сконструированный салон на пять людей, компактный полноприводный Baleno и Wagon R Wide, Kei и Grand Vitara, которые создавались для внешних рынков.
Когда история компании преодолела 80-летний рубеж, её президентом стал Масао Тода. Ассортимент моделей продолжил стремительно расширяться: Wagon R Solio, Grand Escudo и семиместный большой XL-7. Автомобиль Aerio/Liana хоть и выглядит скромно, но может дать фору любому мощному внедорожнику. — скромный с виду автомобиль с полноприводной версией.
К началу 1999 года компания выпустила 40 млн мотоциклов. Подписанный договор с Fuji Heavy Industries даёт толчок к началу работ над самым мощным мотоциклом, который направляется на серийное производство. Этот зверь называется GSX1300R Hayabusa.
Создание компактных машин не останавливается ни на минуту и в 2008 на автосалоне в столице Франции был продемонстрирован автомобиль Alto. Не остаётся в стороне Suzuki, когда речь заходит про защиту экологии и как доказательство, — выпуск компактного авто SX4-FCV с топливными ячейками.
В честь своего столетнего юбилея компания открыла музей, выпустила усовершенствованный вариант представленного ранее автомобиля SX4, Suzuki Kizashi и пикап средних размеров Equator.
Вот так из небольшой команды талантливых и целеустремлённых людей компании Suzuki получилось создать монстра автомобильной промышленности. Сейчас в Suzuki трудится 15 тыс. людей. Её продукция представляется почти в двух сотнях государств. Каждый год удаётся продавать более полутора миллиона автомобилей и такое же количество мотоциклов. Компания не использует свинец в процессах окрашивания своих творений, будь то машина или мототехника. Руководство Сузуки уверено, что большое будущее стоит за маленькими машинами.