В послевоенное время сельское хозяйство в СССР было в упадке. Нужно было что – то делать для его развития. Партией и главой государства, в то время страной руководил Н. С. Хрущев, была поставлена задача подъема сельскохозяйственной отрасли, в том числе и развития машиностроения для него. И так на кировском заводе был произведен первый послевоенный трактор К 700 или как его прозвали в народе Кировец.

История создания трактора К 700

Первое упоминание о знаменитом тракторе К 700 было в сентябре 1959 года. После правительственной поездки Н.С. Хрущева в Соединенные Штаты Америки для решения различных вопросов. Хрущев в то время проявлял большой интерес к процветанию сельского хозяйства в СССР и вместе с решениями политических задач побывал на заводе John Deere. На котором в то время, как раз собрали экспериментальный образец трактора 8010 Goliaph, мощность которого была 215 лошадиных сил. Но продать получилось только несколько единиц трактора за всю его историю, из-за запредельной стоимости. И непосредственно эта модель была взята прототипом нашего Кировца.

Из этой поездки Хрущев привез две основные цели для СССР. Одной из этих целей было производство мощного трактора для сельского хозяйства, которая была воплощена в жизнь. Вернувшись в Москву, Хрущев поставил задачу создать аналог такого трактора и вручил рекламные буклетики К.Н. Рудневу. Буклеты он взял на заводе в Демойне, где генсеку показывали выставочные экземпляры. После недолгих переговоров и совещаний возможность на разработку предоставили Кировскому заводу, конструкторским отделом которого заведовал Ж.Я. Котин, руководящий разработками по производству танков ИС и КВ и других великих разработок того времени.

Конструкторы кировского завода прекрасно осознавали, что задание им поставлено сложное и для моментального результата нужно приобрести готовый образец John Deere для ознакомления с его конструкцией. Пока решали вопросы о покупке образца отношение США и СССР окончательно разладились и от этой идеи пришлось отказаться. Однако решили этот вопрос просто стали искать трактор похожий по конструкции и характеристикам, и нашли такой в Швеции модель Wagner, уступающий американцу в некоторых пунктах. Купленный образец разобрали до винтиков, изучили и с новыми знаниями приступили к созданию своей машины.

Первые образцы трактора были созданы в июле 1962 году и незамедлительно были отправлены на испытания на поля. После испытаний развернули постройку конвейера и уже в 1964 году с него были выпущены первые машины. Уже к 1969 году завод стал производить по 20 000 тракторов за год.

Технические характеристики машины

Мощность двигателя трактора К 700 составила 220 лошадиных сил.

В бак объемом на 450 литров заливали дизельное топливо.

При движении назад скорость трактора составляла 24,3 км в час, а вперед 33,8 км в час.

Клиренс у трактора был 449 мм.

Дорожный просвет составлял 44 см.

Величина колеи была равна 2,11 м.

Параметры – 8,4х2,53х3,95 м.

Грузоподъемность составляла 2 т.

Самый маленький угол поворота – 7,2 м.

Масса (конструктивный/эксплуатационный) – 11/12 т.

Глубина брода, по которому проезжал трактор составляла 1 м.

Размещение массы на оси (перед./зад.) – 7,7/4,3 т.

При правильной эксплуатации машины ремонт сводился к регулярному техническому обслуживанию и замене расходных материалов, серьезных поломок не предвиделось. Основные проблемы у Кировца могли возникнуть с КПП.

Двигатель четырехтактный восьмицилиндровый дизельный, с развалом 90 градусов, непосредственным впрыском топлива и жидким охлаждением. ЯМЗ-238НМ выпущен заводом по производству моторов в Ярославле. Блок, вылитый вместе с верхней частью картера из низколегированного чугуна, со стальными гильзами мокрого типа.

Особенности управления

Коробка передач у К 700 механическая, многоступенчатая, с шестернями беспрерывного зацепления, с механическим приводом переключения режимов, гидравлическим контролем фрикционами, для переключения скоростей без потери мощности. Что разрешает переключать передачи в одном режиме без прерывания потока мощности. Переключаются они с помощью передвижения шестерен. Скорости переключаются с помощью передвижения золотника, за счет перенаправления гидропотока масла. Вторая нейтраль выключает гидропоток. Первая нейтраль кроме выключения гидропотока механически притормаживает ведущий вал в коробке передач как ручной тормоз. Отсюда пускать в ход первую нейтраль можно только после остановки. Вместо педали сцепления, здесь стоит педаль слива, нажимая на которую уменьшаем давление к коробке и прерываем поток мощности. Следовательно, 16 скоростей от 1.1 до 4.4 и соответственно 8 из них задние. Для отключения заднего моста в кабине есть отдельный рычаг переключения.

Эксплуатация трактора в сельском хозяйстве

Шасси у К 700 складывается из двух полурам связанных шарнирами. Что обеспечило максимальную подвижность, для техники с такими размерами это значительный показатель, и добавило способность проходить в условиях пересеченной местности.

Кировец в сельском хозяйстве применяют для сельскохозяйственных работ с навесными, полунавесными и прицепными широкозахватными агрегатами. Для пахания и глубокому разрыхлению земли, культивированию, дискованию, боронованию, очищению полей, сельхозпосеву, снегозадержанию. Еще его используют для мелиоративных и других видов работ.

Снятие с производства

История создания легендарного трактора К 700 прекратилась 1 февраля в 2002 года, его сняли с производства. Вместо него стали выпускать К 744. Руководство кировского завода объяснило это тем, что К 700 морально устарел, а его кабина не соответствует современным нормам безопасности. Это повлекло возникновение дефицита на дешевые трактора похожие на К 700 и его модификации.

За долголетнее использование трактор К 700 зарекомендовал себя отличной машиной во всяких ситуациях эксплуатации и разных климатических поясах. Он подтвердил свою долговечность в работе, легкость и практичность в техобслуживание, продолжительный период эксплуатации и пригодность к ремонту. И несмотря на то, что официально трактор К 700 уже перестали выпускать, встретить его возможно и сейчас работающим в полях на просторах нашей страны.