Российская компания НП «ГЛОНАСС» разработала сервис для управления светофорами через смартфон. В 2021 году должно появиться приложение «Гусеница» для смартфонов. Оно позволит пешеходам при необходимости самостоятельно продлить время разрешающего сигнала светофора, чтобы успеть перейти улицу. Фактически у пешеходов появится возможность самостоятельно регулировать дорожное движение через смартфон.

Тестирование приложения уже завершилось. Оно позволило проанализировать функциональность приложения. Была отработана ситуация, при которой группа школьников переходила дорогу на разрешающий сигнал светофора. Однако запрограммированная длительность горения зеленого сигнала светофора не позволяла всей группе единовременно преодолеть дорогу за это время.

Сопровождающий группы с помощью разработанного сервиса через смартфон смог подключиться к светофору и вручную продлить действие разрешающего сигнала с тем, чтобы вся группа успела завершить переход. Тестирование показало, что сервис повышает безопасность дорожного движения и не ставит под угрозу жизнь людей.

Внедрение «Гусеницы» в городах России запланировано на 2021-2022 годы. Как правило, сначала стартует его опытная эксплуатация, во время которой будет проверена работоспособность сервиса и его функциональность, а также устранены причин сбоев, ошибок, недостатков, возникающих в процессе опытной эксплуатации принцип работы, удобство пользования этим приложением и его эффективность.

Станет понятно удобство пользования этим приложением и его эффективность. И как, в конце концов, использование «Гусеницы» повлияет на загруженность дорог автотранспортом и снижение травматизма на дороге. Вопросов ещё очень много, но время для ответов всё же есть.

Приложение будет особенно полезно для учителей, классных руководителей, соцработников, экскурсоводов. Именно они, как сопровождающие, отвечают за безопасность на дороге групп детей, людей пожилого возраста, а также туристов и экскурсантов при проведении мероприятий, требующих перехода проезжей части.

Технология сможет помочь безопасно переходить дорогу людям с ограниченным зрением и слухом, инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата и людям преклонного возраста. Такие пешеходы более других подвержены риску попасть на дороге в опасную ситуацию так как у них понижена способность ориентироваться в пространстве и замедлена реакция на сигнал опасности. Они чаще всего становятся жертвами ДТП именно потому, что не всегда учитывают особенности своего возраста и свои физические возможности.

Короткий режим зеленого сигнала светофора также снижает внимательность у пешеходов с колясками и с маленькими детьми, если существует реальная опасность, что перейти дорогу за один цикл разрешающего сигнала не получится.

Новая технология позволит пешеходу, не успевающему за установленное время разрешающего сигнала светофора перейти улицу, зайти на своем мобильном устройстве в приложение «Гусеница», с его помощью подключиться к светофору и в ручном режиме продлить время зеленого сигнала еще на один период.

Широкое повсеместное использование этого сервиса не предполагается. Региональные власти будут наделены правами определять круг лиц, допущенных к использованию «Гусеницы», а также разрабатывать меры, исключающие неправомерные действия злоумышленников.

Как это реализовать технически, представляется наиболее сложным на данный момент. Но НП «ГЛОНАСС» уже разрабатывает систему ограничений для того, чтобы не допустить использование приложения в противоправных целях.

И напоследок, интересный факт, привезенный из туристической поездки. В одном из небольших городов Нидерландов, светофоры на перекрестках в автоматическом режиме отслеживают автомобильный трафик и реагируют на приближение человека или транспортного средства к светофору.

Алгоритм используемой технологии позволяет достичь сразу несколько целей: определить количество объектов на дороге, скорость их движения, различить пешеходов, велосипедистов и даже вид транспортного средства. И после получения этой информации и ее обработки светофор в нужный момент включает нужный сигнал. И, как результат, на улицах города практически не бывает заторов и задержек в движении автотранспорта.

Эта технология по функциональности напоминает «Гусеницу». Но при этом ни пешеходы, ни водители не участвуют в процессе регулирования режима сигналов светофора, и не используют свои мобильные устройства.