К сожалению, на дорогах нередки ситуации, когда приходится экстренно тормозить, чтобы избежать столкновения с машиной, движущейся впереди. В эти моменты многое зависит от правильной реакции водителя. Для того чтобы избежать столкновения, следует знать, какие приемы могут помочь в эти секунды.

Советы для машин с АБС

Антиблокировочная система (АБС, или ABS) предотвращает блокировку колес в момент экстренного торможения автомобиля. Это позволяет автомобилю значительно сократить тормозной путь и не потерять траектории движения.

Если машина, которая едет впереди, резко остановилась, водителю остается лишь быстро нажать на тормоза. Все остальное за него должна сделать электроника. Она не даст колесам заблокироваться, тем самым обеспечит максимально быстрый сброс скорости и остановку.

Но так происходит не всегда. Всецело рассчитывать на систему АБС не стоит — важно также оценивать загруженность машины, погодные условия, состояние дорожного покрытия и т. д. Система не умеет самостоятельно выбирать оптимальный режим торможения. На мокрой или обледенелой дороге роль антиблокировочной системы и вовсе сводится к минимуму. Даже при ее срабатывании пробуксовка колес неизбежна.

Комплектация современных автомобилей, как правило, не ограничивается лишь одной АБС. С ней в паре всегда присутствует система стабилизации курсовой устойчивости ESP. Именно она в некоторых случаях может минимизировать последствия водительских ошибок.

Система ESP помогает водителю удержать траекторию движения в момент экстренного торможения и не уйти в занос. Она выравнивает крутящий момент обоих колес и не допускает их пробуксовки. Таким образом, водитель не теряет контроля над управлением.

Во избежание рисков ДТП необходимо соблюдать безопасную дистанцию, скоростной режим и внимательно следить за дорогой.

Попав в ситуацию экстренного торможения, не пытайтесь увести машину в сторону — так можно усугубить последствия, вызвав лобовое столкновение.

Советы для машин без АБС

На машинах, не оснащенных АБС, эффективность торможения полностью зависит от работы с педалью газа. Водителю приходится интуитивно ловить момент, когда колеса будут на грани блокировки. Если усилие на педаль тормоза будет чрезмерным, то ведущие колеса прекращают вращение и тормозной путь становится значительно длиннее за счет скольжения.

Чтобы автомобиль быстрее остановился, рекомендуется несколько раз кратковременно нажимать и отпускать педаль тормоза. Процесс торможения будет быстрее за счет раскачки кузова машины и смещения инерционной нагрузки. Это значит, что автомобиль перестанет двигаться по своей траектории под действием силы инерции.

Однако побороть свой рефлекс выжимать тормоза до упора непросто.

Поэтому если в момент торможения водитель с испуга ударил по тормозам до полной блокировки, важно вовремя на это среагировать. Необходимо сразу ослабить давление на педаль. Таким образом, колеса разблокируются и тормозной путь сократится.

В момент экстренного торможения ни в коем случае нельзя выворачивать на встречную полосу, ведь сила лобового столкновения гораздо выше, чем удар сзади. В подобных случаях лучше уводить машину вправо, к обочине. Тогда частично нивелировать удар поможет высокий бордюр или ограждение.