Судя по дорожной обстановке, современные водители считают «аварийку» палочкой-выручалочкой в любых ситуациях, когда нужно встать с нарушением правил. Перегородил единственную полосу для движения, чтобы высадить пассажира – с «аварийкой» можно. Запер припаркованные машины, встав вторым рядом – так на «аварийке» же, понятно, что скоро приду. В качестве примера неверного использования аварийной световой сигнализации, можно привести три самых распространенных случая.

Перекрытие выезда

На самом деле, аварийная сигнализация не дает права нарушать правила дорожного движения, и сотрудник ДПС, оказавшийся рядом, аргументированно это докажет, выписав квитанцию.

Если водитель бросает машину, мешая другим автолюбителям, аварийная сигнализация не может даже служить извинением за хамство. Перекрыть выезд из двора или с парковки стало, к сожалению, нормой. «Мне же надо», «Я ненадолго», «Надо где-то встать» – нарушитель найдет массу аргументов.

Если оставить в стороне моральную составляющую, водители припаркованных не по правилам автомобилей, включая аварийную сигнализацию, пытаются замаскироваться под пункт 1.2 ПДД – «Вынужденная остановка». Только желание встать на 50 метров ближе к офису или подъезду не попадает под эту категорию. Согласно ПДД, вынужденная остановка может быть в случае:

  • технических проблем с автомобилем (пробито колесо, например, или пошел дым из-под капота);
  • опасности из-за того, что что-то случилось с грузом (к примеру, рассыпалась картошка из мешка, корнеплоды попадают под ноги водителю, мешая управлению);
  • плохого состояния здоровья водителя или пассажира (закружилась голова у водителя, припадок у пассажира);
  • препятствия на дороге (упавшее дерево перегородило дорогу).

В списке нет нежелания идти пешком сотню метров или необходимости высадить пассажира именно в этом месте.

Но даже в случае вынужденной остановки, действуя в соответствии с пунктами 7.2 и 12.6 ПДД, помимо включения «аварийки», водитель должен выставить знак аварийной остановки и принять все возможные меры, чтобы освободить проезд – оттолкать или отбуксировать автомобиль туда, где он не будет никому мешать.

  1. За нарушение правил пользования световыми сигналами, если остановка вынужденная, водителю грозит штраф в 500 рублей.
  2. Если же инспектор усмотрит неправильную парковку автомобиля, в зависимости от места нарушения, наказание может быть до 5000 рублей. К тому же, возможен вариант с эвакуацией на штрафстоянку.

Возле остановки общественного транспорта

Часто водители включают «аварийку», вопреки правилам, паркуясь на автобусных остановках. Обычно грешат этим машины с шашечками и мужья, ожидающие с работы жен, работающих в шаговой доступности.

Версия про вынужденную остановку снова вызовет улыбку сотрудника ДПС, заметившего грубое нарушение: нет ни знака, ни попыток оттолкать машину в место, где парковаться разрешено.

Штраф за остановку или стоянку на остановке общественного транспорта довольно весомый:

  • в Москве и Санкт-Петербурге – 3000 рублей;
  • в других регионах страны – 1000 рублей.

При выезде задним ходом с парковки

Мотивы водителя, выезжающего на «аварийке» задним ходом, понятны: ему не видно, есть ли другие машины на дороге, и, из лучших побуждений, он пытается предупредить об этом.

С точки зрения проезжающего инспектора ДПС, лучшие побуждения приравниваются к незнанию пункта 8.1 ПДД, в котором четко описаны правила подачи сигналов в любой дорожной ситуации. Водитель обязан показать поворот в нужную сторону, а не сигнализировать о неисправности или ДТП. Снова нарушение правил пользования световыми сигналами, за которое последует штраф 500 рублей.

Все случаи, когда аварийная сигнализация должна быть включена, по пунктам перечислены в главе 7 ПДД:

  • при ДТП;
  • при вынужденной остановке в запрещенном месте (что такое вынужденная остановка – описано раньше);
  • при ослеплении светом фар встречного автомобиля;
  • в процессе буксировки – на буксируемом автомобиле;
  • во время посадки и высадки детей в транспортное средство с опознавательным знаком «Перевозка детей»;
  • для предупреждения других водителей об опасности, исходящей от автомобиля (в комментариях насчет этого пункта указано, что водитель сам определяет, представляет его машина опасность, или нет; в качестве примера приведен неисправный автомобиль, на низкой скорости движущийся к месту ремонта).

«Аварийка» не дает права парковаться в запрещенных местах, запирать другие машины, мешать выезду. Более того, она не может служить оправданием при фиксации нарушения.