Согласно статистике, почти пятая часть дорожно-транспортных происшествий случается по причине плохих погодных условий. В частности, когда приходится управлять автомобилем в ливень. Но есть полезные рекомендации автоэкспертов, которые помогут уверенно чувствовать себя на дороге даже в сильное ненастье.

Сбавить скорость

При подготовке водителей в автошколах, инструкторы обращают внимание слушателей на особенности управления автомобилем в дождливую погоду. Самый первый совет – на мокрой и скользкой автодороге, обязательно нужно снижать среднюю скорость движения.

Обычно до 50-60 км/ч, если вы опытный водитель. Но новичкам рекомендуют до 4 км/ч. В зависимости от дорожной ситуации, силы дождя, видимости на дороге, в местах где нужна особенная осторожность, на поворотах, может быть и до 30 км/ч.

Увеличить дистанцию

Это связано с увеличением тормозного пути в два раза. Хорошим советом будет держаться расстояния 4 секунд до впереди идущего автомобиля.

Если он резко затормозит, вы успеете среагировать и избежать столкновения. Поддерживайте правильную дистанцию в сырую погоду.

Включить сигналы

Как только начинается дождь, включите ближний свет. Подразумевается, что габариты у вас горят в любом случае. В условиях плохой видимости, на расстоянии менее 100 метров, вы можете задействовать передние противотуманные фары.

В очень сильный дождь, включите еще задние противотуманные фары. Если на вашем автомобиле они отсутствуют, то надо включить аварийные сигналы.

Если видимость очень плохая, и к тому же вы едете в темное время суток, то ближний свет наоборот, лучше выключить. Это связано с тем, что мельчайшие частицы воды отражаются свет от фар, создавая «белую стену» перед взором водителя и нулевую видимость.

Остерегаться луж

В луже водителя подстерегает сразу несколько опасностей. Первая, это полная потеря шинами автомобиля сцепления с дорогой, которая называется аквапланирование. Наибольшую опасность представляют небольшие ровные лужи глубиной 3-5 см, и колеи на дорожном покрытии.

Вода в них создает как бы воздушную подушку. Вы поднимаетесь над поверхностью дороги, между колесами и дорожным сцепление отсутствует. Сразу станет заметно, что машина перестала слушаться руля, шум колес исчез, в колесных арках можно услышать характерный плеск, создаваемый брызгами воды.

Ни в коем случае не пытайтесь повернуть руль и выехать из колеи или лужи. Последствия могут быть катастрофическими — сильный занос и даже переворот автомобиля. Нажатие педали тормоза или газа в этот момент будет бесполезно.

Продолжается такая ситуация всего несколько секунд. Всеми силами сохраняйте хладнокровие, не делайте резких движений рулем, крепко держите его и плавно уберите ногу с газа. Машина постепенно замедлит движение, только аккуратно подправляйте руль по нужному вам направлению. Через  некоторое время, шины справятся с нагрузкой и сцепление с дорогой восстановится.

По возможности, избегайте колеи в дождь и постарайтесь объехать лужи. Они могут оказаться глубже, чем кажется и повредить подвеску автомобиля, вообще в луже может быть все что угодно — яма, мусор, стекла, другие опасные предметы. Если все-таки приходится проезжать такой участок, двигайтесь ровно, медленно, обратите внимание, как преодолела лужу впереди идущая машина.

Просушить тормоза

При движении по луже, вода попадает в тормозной диск колеса. Она содержит много всего — машинное масло, химикаты, не отработанный бензин и многое другое. Все это создает обволакивающую пленку на тормозном диске, и вместе с водой, значительно снижает эффективность его работы.

После того, как проехали лужу, несколько раз аккуратно нажмите на тормоз, чтобы подсушить тормозные диски.

Держать машину под контролем

В самом начале, когда дождь только начался и дорога была сухой, она становится не только мокрой, но еще и очень скользкой. Вода взаимодействует с микроскопическими частицами пыли, машинного масла, мусора, резины.

Не тормозите резко, не выполняйте рискованных маневров, снижайте скорость и  держитесь в своей полосе. Важно состояние шин вашего автомобиля — они должны соответствовать сезону, быть не старше 3-4 лет, и конечно, не забывайте следить за состоянием протектора.

Резко тормозить на мокрой и скользкой дороге очень опасно, машина может уйти в занос. Лишние и слишком энергичные движения рулевым колесом могут привести к потере управляемости автомобилем.

Не каждый, даже опытный водитель знает, как действовать в этой ситуации, а времени для раздумий и принятия решения практически нет. Технику выхода из заноса изучают на курсах экстремального вождения, обычным водителям советуют в него не попадать.

Для полного контроля над дорожной ситуацией, необходима эффективная работа стеклоочистителей, если дождь сильный, они могут не успевать удалять воду с поверхности лобового стекла. Подберите подходящий по интенсивности автоматический режим их работы.

При движении в условиях дождливой погоды пользуйтесь самым удобным положением рук на руле  — руки на «10» и «2» часа.