Рано или поздно, но всему приходит свой конец. Не исключением являются и автомобильные запчасти. Транспортное средство может в любой момент начать капризничать, глохнуть, отказываться заводиться вовсе. Чаще всего всё это происходит именно тогда, когда ты куда-то спешишь, торопишься — не в самое подходящее время. Тем не менее, если очень постараться, можно предотвратить появление таких проблем. Достаточно лишь регулярно отправлять своего четырёхколёсного друга на техосмотр. Не стоит забывать о том, что во время проверки непременно следует выяснить, есть ли нагар на свечах зажигания, ведь именно они являются самым уязвимым участком устройства.

Свечи зажигания
Внешний вид свечей зажигания может рассказать о состоянии двигателя автомобиля

Когда следует проводить проверку свечей?

Чаще всего мы приступаем к проверке функционирования свечей уже тогда, когда проблемы с двигателем очевидны. Но это совершенно неверно. Проверять состояние свечей необходимо после преодоления каждых 5–7 тысяч километров и непосредственно перед тем, как отправляться в дальнюю поездку. От того, насколько быстро вы обнаружите наличие проблемы, зависит и простота устранения причины, приведшей к образованию нагара на свечах зажигания. Кстати, в случае замены старых свечей на новые проверку их работоспособности необходимо сделать после того, как проедете 200 километров.

Довольно распространёнными являются случаи, когда, заводя двигатель авто при минусовой температуре воздуха, автомобилист слышит, как он троит. Совершенно логично, что владелец транспортного средства тут же заглушает мотор и спешит выкрутить свечи. При их первичном осмотре обнаруживается чёрный налёт, который возникает по причине того, что машина используется в морозный день, а подаваемая обогащённая рабочая смесь попросту не успевает испариться. Причиной неисправности в этом случае может оказаться всё, что угодно, даже пробитие высоковольтного провода.

Но вот какой нагар должен быть на свечах зажигания, чтобы это было нормой, а не отклонением? В принципе, для того, чтобы определить наличие поломки, не потребуется специального образования, достаточно лишь выяснить, какой цвет о чём нам говорит. Не следует пренебрегать и тем, что свечи подбираются автомобилю сугубо индивидуально, исходя из маркировки. В случае игнорирования этого правила будьте готовы столкнуться с возникновением проблем в поршневой группе и головке блока цилиндров.

Выявляем норму

Итак, для начала давайте уясним, какой цвет нагара на свечах зажигания может считаться приемлемым? При проведении очередной диагностики, скорее всего, вы заметите, что свечи покрыты налётом кофейного цвета. Не спешите паниковать и переживать, ведь это признак того, что с деталями всё в полном порядке и вы можете смело продолжать эксплуатировать своё средство передвижения. Станет индикатором нормального функционирования системы и образование светлого серого оттенка. Всё, что можно сделать в этих ситуациях, — просто почистить деталь, удалив образовавшийся налёт. Если же вы обнаружили чёрный, красный или белый нагар на свече зажигания, значит, автомобиль сигнализирует вам о том, что у него есть какие-либо неисправности. В таких случаях необходимо проявить максимальную оперативность и выяснить причины новообразования.

Разбираемся в причинах возникновения чёрного налёта

Начнём с самого, пожалуй, распространённого типа нагара на свечах зажигания — чёрного. Поскольку копоть такого цвета может иметь разную консистенцию: сухую, маслянистую, с примесью металлических частиц — необходимо провести детальный анализ причин её возникновения. Практически во всех случаях такой налёт свидетельствует о том, что в системе произошёл сбой движка.

Наличие сухого нагара — признак того, что камера сгорания имеет дело с чересчур обогащённой смесью, а потому нам стоит провести детальную диагностику воздушного фильтра. Среди причин того, почему на свечах зажигания образовался чёрный нагар, стоит выделить:

  1. Неправильная работа карбюратора или сбой в его настройке.
  2. Засорение воздушного фильтра и, как следствие, недостаток кислорода в двигателе для обеспечения полного сгорания топлива.
  3. Проблемы с устройством обогащения.
  4. Неработоспособность самых свеч зажигания — низкая энергоёмкость искры.
  5. Низкая компрессия цилиндра.
  6. В случае наличия инжекторного двигателя — повышение давления в топливной раме, приводящее к чрезмерному впрыску топлива.

Чёрный нагар на свече

Если вы не можете понять, почему нагар на свечах чёрный и имеет маслянистую консистенцию, тогда присмотритесь, не видно ли в нём остатков топлива или металлической пыли. В случае обнаружения хотя бы одного из этих веществ, можете быть уверены в том, что цилиндр, в котором находилась изучаемая вами свеча, пришёл в негодность. Скорее всего, причиной его отказа стал разрушенный клапан или же негодность перегородки, находящейся между поршневым кольцом. В случае такой неисправности двигателя мы столкнёмся с тем, что автомобиль будет «съедать» большее количество топлива, чем обычно. Поэтому такого рода поломка потребует довольно основательного ремонта.

Разбираемся в причинах возникновения белого налёта

Возникновение белого нагара на свечах — это свидетельство того, что топливная смесь, которая используется для заправки автомобиля, чрезмерно обеднённая. Тем не менее существуют и другие проблемы, о наличии которых может свидетельствовать белоснежный налёт:

  1. Сломана система охлаждения мотора, и свечи попросту перегреваются.
  2. Свеча подобрана неверно, а потому её калильное число слишком низко.
  3. В системе установлен поздний угол, который неисправно работает и не опережает зажигание.
  4. Бензин, которым заправляется транспортное средство, имеет слишком низкое октановое число.
  5. Присутствует подсос воздуха.

Белый нагар на свече

Во внимание, конечно же, стоит принимать и структуру копоти. Вышеуказанные причины её образования касаются только нагара глянцевого. Если вы видите, что свечи покрыты белым и рыхлым налётом, напоминающим накипь, значит, дело в низком качестве используемого бензина или масла. В таком случае решить проблему можно обычной заменой сырья и тщательной чисткой деталей.

Разбираемся в причинах возникновения красного налёта

Нередко можно встретить на зажигательном элементе красновато-кирпичный оттенок. Такой осадок появляется по вине заправочных станций, которые добавляют в бензин особые присадки, чтобы увеличить октановое число топлива. Подобный налёт снижает искрообразование, что приводит к перегреву мотора. Избавиться от красного нагара на свечах зажигания можно при помощи обычной чистки элемента и смены АЗС.

Красный нагар на свече

Разобравшись в основных причинах появления злокачественного налёта, мы уверенны, что даже автомобилист-новичок справится с проведением анализа и диагностики двигателя своего четырёхколёсного товарища. Старайтесь не игнорировать поведение авто и оказывать ему своевременную заботу. Это позволит вам вовремя выявить и устранить неисправности, не потратив при этом значительных сумм на серьёзный дорогостоящий ремонт.