Для своего времени концепция этого автомобиля была передовой: в начале 70-х кузов «хэтчбек», передний привод, независимая подвеска и поперечное расположение двигателя были достаточно смелыми решениями. Но из-за затянувшегося процесса разработки машина оказалась устаревшей. В итоге ЗАЗ-1102 «Таврия» так и не стала предметом любви советских водителей.

Объект беспощадной критики

Парадоксально, но опытные образцы «Перспективы» (так вначале назвали «Таврию») были готовы сменить на конвейере ЗАЗ-968 еще в 1976 году. Но министр автомобильной промышленности В. Н. Поляков захотел, чтобы новый ЗАЗ непременно был клоном немецкого Ford Fiesta.

Изучив модель, конструкторы поняли, что для наших дорог и условий она не подходит. Так что разработку снова пришлось начинать с нуля. Запустился процесс кропотливой работы по скрещиванию немецкого оригинала и запорожского концепта. При этом чиновники выдвигали к экспериментальной модели все новые, порой противоречивые, требования.

В результате на момент начала производства в конце 80-х конструкция автомобиля оказалась устаревшей, отстающей от мировых тенденций на добрый десяток лет.

Несмотря на это, «Таврия» была снята с производства только спустя три десятилетия. Созданный на ее базе универсал ЗАЗ-1105 «Дана» производился с 1994 по 1997 гг., а пятидверный лифтбек ЗАЗ-1103 «Славута» — с  1999 по 2011 гг.

Но долгая конвейерная жизнь модели отнюдь не говорит в пользу ее высоких потребительских свойств. Как базовая модель, так и ее модификации стали объектами беспощадной критики и откровенной нелюбви автомобилистов.

Прежде всего, это связано с полным отсутствием имиджа. Автомобиль изначально был задуман как малый класс. И благодаря низкой по сравнению с «Жигулями» и «Москвичами» цене (5100 руб.) подчеркивал, что более солидные машины его владельцу не по карману.

Справедливой критики заслуживает кузов, выполненный из тонкого металла невысокого качества и подверженный скорой коррозии. Согласно отзывам, «Таврии» и «Славуты» гниют уже после двух лет эксплуатации.

Силовой агрегат слабый, шумный, хотя и экономичный. Его ресурс не превышает 100-120 тысяч километров пробега, хотя ремонт, при наличии запасных частей, весьма дешевый.

Ругают автомобиль и за низкий уровень звукоизоляции: на скорости более 90 км/ч разговаривать в салоне приходится криком.

Среди современных причин — дефицит на российском рынке запасных частей, которые приходится ждать месяцами. Кроме того, качество как оригинальных запчастей, так и их китайских аналогов преимущественно низкое, из-за чего на станциях техобслуживания в ремонте владельцам «Таврий» просто отказывают.

Единственный плюс

Но есть у машины и безусловное преимущество — цена. За рабочий экземпляр с небольшим пробегом не запросят более 50 тысяч рублей.

К тому же, расход топлива небольшой. «Таврии» и «Славуты» в городском режиме потребляют примерно 8-9 литров, зато на трассе можно уложиться и в 5 литров на 100 километром пробега. Запчасти тоже стоят дешево. Правда, их качество, опять же, будет низким.

Конструкция простая. Есть возможность самостоятельного ремонта без использования специального инструмента: ключами в гаражных условиях, а то и просто в поле.

И главный, пожалуй, плюс, подразумевающий все предыдущие пункты, заключается в том, что «Таврию» не жалко. Она оптимально подойдет начинающему водителю. На ней смело можно наезжать на бордюры, вписываться в углы, поцарапать или примять кузов, протереть бампер. Правда, делать это лучше, когда рядом нет машин.