Автомобилисты в основном готовят машину на зиму, про лето мало кто задумывается. Однако, после морозов, перепадов температур, вязкой грязи и реагентов детали машины сильно изнашиваются и могут прийти в негодность. Летом же бывает невыносимая жара, к которой нужно подготовить автомобиль, проверив также все жидкости и фильтры. На какие системы машины стоит обратить особое внимание?

Замена масла, фильтров, других жидкостей

В среднем, по правилам, замена масла должна происходить каждый 10-12 тыс. км. или 1 раз в год, если не удалось проехать указанный километраж за меньший промежуток времени. Но периодичность может увеличиться до 2 раз в год, если в местности, в которой эксплуатируется автомобиль, от сезона к сезону сильно разнятся температуры. Например, летом бывает до +45, а зимой до -20. При таких перепадах универсальное масло подобрать сложно, да и свои свойства оно теряет довольно быстро. Поэтому в таких условиях его лучше менять как перед зимой, так и до начала лета.

Когда климат относительно стабильный можно просто самостоятельно проверить уровень масла и его цвет. Если на щупе окажется минимальное значение, то такое же масло нужно долить до нормы, а если оно почернело – поменять.

Вместе со сменой масла должен меняться и масляный фильтр вне зависимости от пробега.

Воздушный и салонный фильтра подлежат замене каждые 15 тыс. км. пробега, но при регулярной езде по бездорожью, сельской местности, а также длительному пребыванию в пробках они засоряются гораздо быстрее. Из-за забитого воздушного фильтра расход топлива увеличивается примерно на 7%, а салонный фильтр не будет выполнять свою функцию по очистке воздуха, поступаемого внутрь.

Если в машину заливается качественная «горючка», то топливный фильтр нужно менять каждые 60 тыс. км., при некачественном – 20-30 тыс. км. Самостоятельно определить состав заправляемого топлива невозможно, поэтому лучше придерживаться золотой середины.

Не стоит забывать и про остальные жидкости автомобиля. После зимы надо проверить места возможных утечек из трансмиссии, дифференциала и гидроусилителя. При обнаружении подтеков лучше обратиться на СТО.

Целостность радиатора, уровень охлаждающей жидкости

Зимой из-за морозов могут потрескаться патрубки радиатора, а также нарушится его целостность. Через повреждения охлаждающая жидкость постепенно будет просачиваться и ее уровень в бачке упадет. Это приведет к неэффективности системы охлаждения и в летний сезон машина непременно «закипит». Допускать этого категорически нельзя, так как при перегреве повреждаются дорогостоящие элементы двигателя, а также может произойти взрыв.

Даже без трещин в системе охлаждения уровень антифриза (тосола) может снижаться из-за его выработки. Поэтому как минимум его нужно долить до нормы.

Дополнительно надо проверить ремни радиатора, ведь при чрезмерном износе они внезапно могут разорваться.

Тормоза

Исправная тормозная система – важная часть обеспечения безопасности во время вождения. За зиму колодки и тормозные накладки сильно изнашиваются, так как дорожные реагенты агрессивно влияют на их срок службы.

Косвенными признаками изношенности тормозной системы является следующее:

  • педаль сильно приподнята кверху или низко опущена;
  • нажимать на тормоза очень легко или наоборот трудно, так как педаль тугая;
  • на панели приборов горит индикатор неисправности тормозов, имеющийся в основном в современных автомобилях последнего десятилетия;
  • при торможении появляется скрип.

Также скрип возникает при попадании воды между диском/барабаном и колодкой, поэтому не всегда может свидетельствовать о неисправности. Если же возник именно металлический скрежет, срочно нужно посетить СТО.

Дополнительно надо проверить уровень тормозной жидкости, трубки и шланги.

Подвеска

В зимний период на элементы подвески попадают куски снежно-грязевой смеси и соли от дорожных реагентов, которые разрушают уплотнители, резинки, пыльники, а также вызывают коррозию деталей из металла. Это вызывает стуки и скрипы при езде через «спящего полицейского» и просто по неровной поверхности. Поэтому первое, что нужно сделать после зимы – хорошо отмыть днище и подвеску, чтобы уменьшить процессы разрушения и гниения деталей. Возможно, после мойки уйдет и часть посторонних звуков, вызываемых трением песка.

Некоторые СТО предлагают бесплатную проверку подвески клиентам, заказавшим замену масла и фильтра.

Кондиционер

Летом в жару очень сложно обойтись без кондиционера. Проверить его исправность просто – если он не может сделать температуру в салоне на 10°С ниже, чем на улице, то явно есть проблема. Для ее решения нужно проверить трубки и радиатор на предмет утечек, а также состояние и уровень хладагента. Лучше всего эту диагностику проводить в специализированном сервисе.

Аккумулятор

Зимой нередко приходится подзаряжать аккумулятор, что приводит к его быстрому износу. Летом «свежий» аккумулятор нужен не меньше, чем зимой, так как от жары сильно увеличивается испарение электролита. Из-за этого со временем завести автомобиль будет все сложнее.

Чтобы проверить аккумулятор, можно подключить зарядное устройство. Если заряд накапливается очень быстро или крайне медленно, то батарею лучше всего заменить. Также нужно регулярно проверять клеммы и провода, а при наличии признаков окисления протирать их бензином или обращаться в автосервис.

После зимы обязательно надо проверить исправность подвески и тормозной системы, а также уровень всех жидкостей, ведь это важно для обеспечения безопасности. Сложную замену деталей лучше проводить на СТО. А неисправный аккумулятор и кондиционер могут просто доставить массу неудобств, в результате чего придется заводить машину с толкача и ехать в невыносимой жаре.