Для охлаждения двигателя используется антифриз или тосол – специальная охлаждающая жидкость (ОЖ), которая заливается в расширительный бачок и циркулирует по системе охлаждения, забирая тепло от мотора. Возникает вопрос, как часто следует менять эту самую жидкость.

Антифриз становится ржавого цвета

Жидкость бывает голубого, розового, зелёного или другого яркого цвета, в зависимости, от того, какой краситель добавил производитель. В процессе эксплуатации цвет может смениться на коричневый или ржавый, что сигнализирует о необходимости срочной замены ОЖ.

Причины смены цвета

  • По истечении срока годности антифриза, он уже не выполняет своё предназначение, присадки выпадают в осадок и жидкость становится ржавой или коричневой.
  • Перегрев двигателя также ведёт к смене цвета.
  • Окисливание металлических элементов системы охлаждения. При длительном использовании жидкости, она теряет свои функции и уже не может защищать детали от ржавчины, в результате чего, вся появляющаяся ржавчина попадает в жидкость.
  • Ветхое состояние резиновых патрубков. Игнорирование сроков замены жидкости ведёт к разрушению не только металлических, но и резиновых частей.
  • Иногда автолюбители из-за протеканий экономят, и не хотят заливать антифриз и наливают воду, что неизбежно ведёт к появлению ржавчины на металлических деталях системы, и в дальнейшем будет меняться цвет ОЖ.
  • Применение химических веществ. При протекании радиатора или других узлов, в экстренных случаях применяют различные герметики, присадки или другие материалы. Помогают они на короткое время, а сама жидкость становится коричневой.

В любом из этих случаев, при окрашивании ОЖ в ржавый цвет, необходимо срочно заменить антифриз, предварительно промыв систему. Сменившая цвет жидкость быстро приведёт к перегреву мотора и его поломке.

Пена в расширительном бачке

При откручивании крышки, в бачке видна появившаяся пена, это должно насторожить владельца авто. Иногда пена выходит через крышку. Это говорит о неправильной работе системы охлаждения.

Почему появляется пена

  • Изношенная прокладка под головкой блока цилиндра.
  • Попадание масла.
  • Использование жидкости, предназначенной для других целей, например, стеклоомывателя.
  • Неисправность парового клапана.

Самой распространённой причиной появления пены — это порвавшаяся прокладка. Отработанные газы из цилиндров попадают в систему охлаждения, появляются воздушные пробки, уровень антифриза падает.

Если прокладка перетёрлась на уровне пересечения контура охлаждения и контура смазки, то проникновение жидкостей будет обоюдным, в масло также попадёт ОЖ. При попадании масла в систему охлаждения, жидкость будет пениться, из-за взаимодействия масла, воды и присадок антифриза.

Осадок и мутность

Попадание газов и воздуха ведёт к изменению формулы охлаждающей жидкости, она меняет свою структуру, приобретает вязкость и мутность, выпадает значительный осадок, который проникает по всему контуру и ведёт к неисправностям.

Смешивание антифриза различных производителей также ведёт к появлению взвеси.

Использование воды вместо охлаждающей жидкости или просто добавление её в систему охлаждения, неизбежно приведёт к выпадению большого количества осадка. Наибольшую угрозу несёт в себе жёсткая вода. Во всей системе появляется накипь, охлаждение происходит неравномерно, что грозит серьёзными последствиями.

При замутнении и выпадении осадка, следует слить всю жидкость из системы, очистить бачок от накипи, при помощи специального состава с содержанием кислоты и залить свежий антифриз.

Заливка/доливка неподходящей для автомобиля или «левой» ОЖ

Использование некачественной жидкости вредит элементам системы охлаждения. Наибольшую опасность несёт поддельная жидкость. Даже незначительная доливка «левого» тосола, чревата серьёзными проблемами.

Последствия заливки контрафакта

  1. Травление пара из-под крышки говорит о чрезмерном содержании воды. Об этом говорит «водянистость» и отсутствие запаха. Правильный состав должен быть густоватым и иметь сладкий запах. Лишняя вода вызывает ржавчину, и как следствие разрушение. Кроме того, антифриз замерзает при незначительных минусовых температурах, из-за этого появляются трещины в радиаторе и трубках.
  2. Кислоты, которые добавляют в подделку, разъедают все металлические и резиновые элементы, и охлаждающей системы, и самого двигателя.
  3. Некоторые недобросовестные производители добавляют в свой продукт метанол, он является пожароопасным.
  4. Внутренности радиатора покрываются налётом и он приходит в негодность.
  5. Вся система охлаждения забивается, помпа насоса работает в усиленном режиме, что также сокращает срок её службы.
  6. Из-за неправильного состава ломается печка и термостат.

Использовать поддельный тосол категорически запрещено. Это приведёт к серьёзным поломкам.

Истечение срока годности антифриза, предписанного производителем

Неподходящей для эксплуатации считается и жидкость с истекшим сроком годности, она меняет свои свойства и использовать её не следует. Определить, что вы приобрели просроченный продукт, можно по следующим признакам:

  • Появление на внутренней части горловины бачка осадка в виде желе. Особенно это можно заметить при небольшом морозе.
  • Жидкость сменила свой цвет на бурый или ржавый.
  • ОЖ закипает в бачке. Это прямое свидетельство того, что температура кипения не соответствует стандарту.
  • В системе появляется пена.
  • Сигнал перегрева двигателя на приборах. Мощность при этом снижается, повышается расход топлива.

Все вышеперечисленные признаки могут привести к печальным последствиям и дорогостоящему ремонту. В любой из этих ситуаций необходимо слить содержимое бачка, промыть его со специальными средствами и залить новую охлаждающую жидкость, соответствующую стандартам.