Каждый тип колёсных шин различается своими параметрами, о чём говорит наносимая на них маркировка, состоящая из нескольких групп цифровых обозначений и латинских букв, одна из которых R. Бытует расхожее мнение, что эта буква – сокращение от слова «радиус», что не соответствует действительности. Разберём, что же на самом деле обозначает R в маркировке автомобильных шин.

Что обозначают цифры после буквы R

Многие ошибочно воспринимают эту букву, как указание на радиус шины. Так, R15 или R16 зачастую, даже среди профессиональных механиков, озвучивается как «шина 15-го (13…17), радиуса». Однако, это в корне неверно: автомобильных шин такого радиуса просто не существует.

Для примера разберём шину с цифровыми обозначениями 205/55 R16:

  1. 205 – поперечная ширина шины в месте соприкосновения с дорожным покрытием.
  2. 55 – соотношение ширины шины и высота её профиля.
  3. 16 – внутренний диаметр шины.

Внутренний, или как его ещё называют, посадочный диаметр шины, равен наружному диаметру диска колеса автомобиля. Этот размер выражается в дюймах, и показывает совместимость шины и диска в месте их соприкосновения. Для машины с наружным диаметром диска в 15 дюймов следует подбирать шину с аналогичным показателем внутреннего диаметра. В противном случае закрепить её на колесе попросту не удастся.

На современных легковых автомобилях обычно устанавливаются шины с внутренним диаметром 13-16 дюймов (1 дюйм равен 2,5 см), а на полноразмерных внедорожниках и некоторых спорткарах могут ставиться ещё большие покрышки – в 17,18 и более дюймов. Здесь хочется отметить, между величиной внутреннего диаметра и общей высотой шины нет непосредственной зависимости. Некоторые водители, чтобы сделать дорожный просвет своего автомобиля выше, заменяют колёсные диски, увеличивая их размер.

Но подобная замена не всегда приводит к желаемому результату, поскольку некоторые шины по общей высоте могут равняться, а то и уступать покрышкам с меньшим посадочным диаметром. Дело в том, что общая высота шины слагается из следующих параметров:

  1. Внутренний диаметр.
  2. Высота профиля, помноженная на 2 (сверху и снизу от посадочного проёма).

Поэтому рассчитать общую высоту колеса можно исходя из той же цифровой маркировки. Во взятой выше, в качестве примера, маркировке 205/55 R16 нет прямого обозначения высоты профиля. Но имеется соотношение его высоты к ширине покрышки: цифра 55. Этот показатель даётся не в сантиметрах, и не в дюймах, а в процентах. Поэтому вычисление высоты профиля выглядит так:

205 (ширина протектора в мм) х 55% = 123 мм. Такую высоту имеет протектор данной покрышки. Следовательно, общая высота шины будет равняться 123 мм х 2 + 16 дюймов (40,6 см) = 65,2 см.

В качестве наглядного примера, что величина внутреннего диаметра шины не всегда влияет на её полную высоту, можно привести Volkswagen Polo. Это авто выпускается в версиях с колёсными дисками в 14 и 15 дюймов. При этом на 14-дюймовое колесо можно установить шину 185/60R15 общей высотой в 60,3 см. А на колесо с большим диском, в 15 дюймов, ставится шина 195/55R15 с общей высотой в 59,5 см. То есть, у одной и той же машины дорожный просвет с 14-дюймовыми дисками может быть больше, чем у модели с 15-дюймовыми.

Что означает буква R

Поскольку обозначение R15 (16, 17 и т.д.) вовсе не означает радиус шины, и вовсе не является сочетанием, возникает вопрос: а что такое R в данной маркировке. Буква в маркировочном коде никак не относится к стоящей после неё цифре, и является отдельным обозначением. Она означает тип шин, в данном случае – радиальные, наиболее распространённые на сегодня. Другой тип производимых покрышек – диагональные.

Своё название они получили от особенностей конструкции. Нити корда, играющие в толще резины роль укрепляющей арматуры, располагаются в таких покрышках радиально, то есть поперёк протектора. Они бывают двух видов:

  1. Комбинированные, в состав которых включены и синтетические, и металлические волокна.
  2. Обычные, включающие волокна одного типа – либо только синтетические (текстильные), либо только металлические.

Радиальные шины имеют свои преимущества и недостатки. К плюсам таких покрышек следует отнести:

  1. При подобном расположении нитей корда они принимают на себя только радиальные нагрузки, что снижает уровень внутреннего напряжения и продлевает срок их службы.
  2. Имеют большую прочность, что позволяет уменьшить количество слоёв в 1,5-2 раза. Это снижает их себестоимость, вес и позволяет обеспечить лучший отвод тепла при движении на большой скорости, уменьшая вероятность взрыва камеры.
  3. В сравнении с диагональными, радиальные шины рассчитаны на большие весовые и скоростные нагрузки.
  4. Лучший показатель сцепления с дорогой. Это повышает безопасность движения, увеличивает устойчивость и управляемость автомобиля.

Среди недостатков радиальных покрышек нужно отметить:

  1. Высокая стоимость по сравнению с диагональными покрышками.
  2. Большая эластичность и уязвимость боковых поверхностей шины.

Диагональные шины

Другой тип автомобильных покрышек – диагональные. Называются они так оттого, что армирующие нити располагаются в них по диагонали, крест-накрест с каждым слоем. Количество таких слоёв всегда бывает нечётным, и составляет от 2-х до 8-ми. По сравнению с радиальными они обладают такими плюсами:

  1. Себестоимость их ниже, благодаря упрощённой конструкции.
  2. Повышенная прочность и жёсткость боковых стенок.
  3. Из-за большего числа слоёв в конструкции шины, они лучше амортизируют ударные нагрузки при наезде на препятствия и дорожные выбоины.

Среди минусов шин диагонального типа можно указать:

  1. В процессе движения, из-за колебаний протекторы подвергаются повышенной деформации. Это снижает их уровень сцепления с дорогой.
  2. Имеют большую массу, чем радиальные шины, при одинаковых несущих способностях.

Диагональные шины, в отличие от радиальных, не имеют в своей кодировке дополнительной буквы. Поэтому любители определять «радиус» шин по маркировке, не смогут этого сделать – буквы R, якобы обозначающих радиус покрышки, на них просто нет.

На сегодня радиальные шины почти полностью вытеснили с автомобильного рынка аналоги с диагональным расположением нитей корда. Диагональные шины сейчас используются в основном на грузовых автомобилях, а радиальные устанавливаются на большинстве легковых авто.