Зимой большинство автомобилистов предпочитают заботливо прогревать мотор перед поездкой. В то же время ведущие автопроизводители считают это бесполезным, приводя в противовес три фактора: экологию, экономику и ресурс двигателя. Они утверждают, что оптимальное время прогрева не должно занимать больше двух минут.

Вред экологии

Несогласие автопроизводителей вызвано вовсе не заботой о клиенте. Официальная причина в том, что прогрев при холодном пуске вредит экологии. Европейские нормы токсичности Евро-4 предусматривают жесткие ограничения по выбросу вредных веществ в атмосферу.

Чтобы соответствовать этим нормам топливо, которое перерабатывает мотор в режиме прогрева, должно быть испаренным. Но на морозе этого не происходит: при сильном морозе топливовоздушная смесь для этого слишком плотная, а значит — недостаточно обогащенная.

«Давить» вредные отработанные газы призван каталитический нейтрализатор. При низких температурах в процессе прогрева он удерживает токсичные компоненты несгоревшего бензина, и они оседают на сотах активного элемента катализатора.

Современный силовой агрегат, оснащенный данным устройством, действительно не требует длительного прогрева: зимой достаточно пары минут работы на холостых. А летом это время и вовсе можно сократить до одной минуты.

Расход топлива

Производители сходятся во мнении, что в режиме прогрева агрегат расходует огромное количество горючего, особенно в зимнее время. Это отчасти верно: ведь для того, чтобы холодному двигателю выйти на рабочие температуры требуются высокие обороты. Очевидно, что чем они выше, тем больше потребление топлива.

Однако в высокооборотистом режиме мотор работает лишь первые пару минут, пока масло не станет теплым и его вязкость не снизится. Затем холостые обороты автоматически снижаются до рабочих 850-900, и расход горючего возвращается к штатным показателям. С этого момента двигатель фактически готов к привычным ему силовым нагрузкам.

Разница в расходе напрямую зависит от манеры вождения, а не от температуры ДВС. Если завести машину и сразу поехать, при этом не раскручивая коленвал выше 1000 оборотов в минуту, то разница в потреблении топлива не особенно существенная.

Вред машине

Автопроизводители уверяют, что современные двигатели не ломаются, если нагружать их ездой без предварительного разогрева. Достаточно соблюдать штатный режим работы и не эксплуатировать их на предельно высоких оборотах.

Но это утверждение ошибочно: при работе в холодном режиме страдает поршневая группа, так как она напрямую связана с вязкостью моторного масла. Холодная смазка значительно гуще горячей, поэтому пропускная способность боковых канавок поршней снижается.

В то же время в зоне канавок возникают недопустимые перепады температур, вызывающие запредельные напряжения и быстрый износ группы поршней. Те же проблемы испытывают и стенки цилиндров: на морозе они сжимаются и зазоры между ними и кольцами уменьшаются. Их пропускная способность сокращается практически до нуля. Как следствие, мотор испытывает масляное голодание, а кольца — повышенный износ.

В результате заявленный рабочий ресурс двигателя в корне не соответствует фактическому. Для автопроизводителей важно, чтобы ДВС отработал свой гарантийный срок, а ускоренный износ его деталей никого не волнует. Наоборот, это дополнительная выгода как для автозаводов, так и для их дилеров, когда автовладельцы чаще посещают сервисные центры и платят за ремонт.