От состояния резины зависит многое: управляемость, комфорт, безопасность. Когда на ней появляются признаки неравномерного износа, следует знать, чем могут быть вызваны такие неприятности и чем они чреваты.

Шины плохо подкачаны

При недостаточном давлении в колесе пятно контакта с дорогой увеличено. Тогда нагрузка на протектор становится шире по площади, в том числе и на краях шины. Разница в величине нагрузки приводит к неравномерному износу покрышек.

Наоборот, когда давление в колесе превышает допустимую норму, нагрузка концентрируется в центре пятна контакта. В итоге происходит ускоренное стирание средней части протектора.

Неодинаковое давление в шинах приводит не только к неравномерному их износу. Эта неполадка может стать причиной непредсказуемого поведения машины. Достаточно въехать в глубокую выбоину, и на ослабленной части покрышки образуется грыжа.

Это локальное вздутие резины, похожее на пузырь.

Опасность в том, что этот пузырь рано или поздно лопается, и шина спускает за считанные секунды. Происходит это настолько неожиданно, что водитель может не успеть среагировать и удержать руль. В такой ситуации риск ДТП крайне высок.

Чтобы избежать подобного на дороге, следует постоянно контролировать давление воздуха в колесах.

Для этого полезно иметь при себе небольшой ручной манометр. При малейших признаках появления проблемы следует подкачать шины до оптимальных двух атмосфер.

Не отрегулирован угол схождения колес

Это самая распространенная причина неравномерного стирания протектора шин. Но речь здесь идет только о передней паре покрышек.

Развалом называется соотношение оси установки передних колес относительно вектора движения машины. Схождение — это угол их взаимного расположения относительно вертикали.

В том случае, когда углы выставлены неправильно, передние колеса располагаются не параллельно относительно друг друга. Условно говоря, при движении машины вперед левое колесо «смотрит» немного влево, правое — вправо. При этом оба находятся под наклоном к центру.

Тогда под действием боковых сил происходит одностороннее истирание поверхности покрышек. Более того, на одном колесе протектор может стираться по внутреннему краю, а на другом — по внешнему.

Нарушение углов развала-схождения несложно определить самостоятельно. При входе в поворот из-под машины будет слышен звонкий визг. Если при движении отпустить руль, автомобиль начинает уводить в сторону. Это особенно заметно при разгоне.

Данная неполадка представляет серьезную опасность для водителя и других участников движения.

Во-первых, при нарушении углов установки колес износ покрышек происходит намного быстрее, через некоторое время могут внезапно оголиться нити корда. При наезде кордом на острый камень он, как правило, рвется, и покрышка моментально «выстреливает».

При езде на высокой скорости автомобиль теряет управление, и здесь все зависит от реакции водителя. Если успел удержать руль — аварии удалось избежать.

Некоторые водители используют следующую хитрость. Чтобы автомобиль при езде не тянуло в сторону, давление в противоположном колесе уменьшают, спуская воздух. Но это допускается лишь как временная мера. Стоит учесть, что протектор в этом случае будет стираться еще быстрее.

Изношены или повреждены детали подвески

Неравномерное стирание протектора шин часто обусловлено тем, что элементы подвески пришли в негодность. В результате превышения рабочего ресурса происходит старение сайлентблоков, растрескивание втулок стабилизатора, расшатывание пальцев рулевых наконечников.

Из-за всех этих неисправностей колебания и вибрации кузова машины перестают компенсироваться подвеской. В результате на колеса начинают действовать непредусмотренные разносторонние нагрузки. Это и вызывает дисбаланс в работе шин.

Зачастую из-за неисправности амортизаторов на покрышках образуются отчетливые вмятины. Когда на покрышках наблюдается продольный боковой износ, следует проверить шаровые опоры. Высока вероятность их негодности.

Когда рулевые наконечники вырабатывают свой ресурс, они перестают обеспечивать точную фиксацию колес. В поворотных механизмах возникает значительный люфт. Это приводит к тому, что при движении автомобиля колеса самопроизвольно отклоняются от траектории в разные стороны. Как следствие, протектор изнашивается неравномерно.

Основные признаки проблемы — вибрации руля при езде, колыхания машины из стороны в сторону, а также сильные вертикальные раскачивания при проезде глубоких ям.

Опасность подобных неполадок не столько в порче покрышек, сколько в ухудшении управляемости. И чем больше неровностей на дороге, тем тяжелее сохранять устойчивость автомобиля при движении.