Введение

Тормозная жидкость, как и прочие технические жидкости, функционирующие в автомобиле, имеет негативную тенденцию по истечении какого-то времени терять свои изначально заложенные в неё разработчиками свойства. По этой причине заводом-изготовителем транспортного средства предусматривается периодическая и 100%-я замена тормозной жидкости, уже отработавшей положенное ей время на благо вашей безопасности в тормозной системе автомобиля. Центральным источником причин этого ухудшения является гигроскопичность самой тормозной смеси. Иначе говоря, она обладает предрасположенностью поглощать небольшое количество влаги, которая, так или иначе, проникает в тормозные магистрали транспортного средства. После такого «увлажнения» и происходит заметное снижение температуры закипания тормозной жидкости. А так как тормозная смесь испытывает постоянные высокотемпературные нагрузки, что усугубляется при быстрой езде с частыми и глубокими торможениями, то закипание этой жидкости может стать причиной отказа тормозов, что недопустимо. Поэтому любой автовладелец, особенно новички, недавно севшие в автомашину, должен строго выдерживать сроки периодичности замены отработавшей тормозной жидкости. Своевременная замена тормозной смеси не только повысит общую безопасность езды за рулём автомашины, но и отсрочит по времени замену уплотнительных прокладок и сальников в цилиндрах тормозной системы.

Заливка тормозной жидкости
Периодическая замена тормозной жидкости — обязательна для каждого авто

Как часто менять

Определившись с вопросом «зачем менять», надо определиться и с понятием «когда и как часто менять». Заводские инструкции автомобилей разных марок содержат в себе достаточно подробные и однозначные советы по срокам замены тормозной жидкости. Вот этих правил автовладельцам и надо строго придерживаться. Конструкторы и производители автомашин указывают оптимальный срок замены тормозной жидкости в среднем один раз в два-три года, что по километражу соответствует пробегу примерно в 30–50 тысяч километров. Это указание относится к тормозным смесям на гликолевой основе, наиболее широко используемой автолюбителями сейчас. Также советуют менять эту жидкость, если она загрязнилась и заметно изменила свою цветовую гамму. Хотя, учитывая важность тормозной смеси в общей безопасности вождения автомобиля, некоторые опытные автолюбители подсказывают, что нелишней будет и ежегодная замена этого компонента, чтобы исключить разные технические неопределённости.

Способы замены тормозной жидкости

Итак, пришло время замены тормозной жидкости в автомобиле. Эту процедуру можно провести на станции технического обслуживания или попытаться проделать это собственными силами. Технологии по замене жидкого наполнителя тормозной системы автомобилей давно отработаны и не считаются достаточно сложными техническими операциями. Тем более к каждой марке транспортного средства автозаводом разработаны свои инструкции по правильному выполнению этих действий. Тем не менее для грамотного подхода к выполнению операции по замене такого важного компонента безопасного функционирования автомобиля, как тормозная жидкость, необходимо обладать достаточным опытом и знать многие нюансы этой технологической операции. Поэтому, если вы ещё только осваиваете тонкости авторемонта своими руками и ещё не твёрдо знаете «куда заливать, где сливать и что прокачивать» или если у вас нет времени на самостоятельное проведение этих работ, или просто вам неохота возиться с собственной машиной, то правильнее будет обратиться в один из многочисленных автосервисов. Там прекрасные специалисты, умудрённые многолетним опытом и оснащённые необходимым профессиональным оборудованием, соблюдая все регламентные процедуры, проведут работы по замене тормозной жидкости в течение 30–40 минут. Да и стоимость этого вида услуг не такая уж и высокая. Конечно, не на всех станциях технического обслуживания трудятся первоклассные специалисты и, возможно, у вас нет доверия к техникам ближайшего к вашему дому СТО. Тогда лучше найти в своём плотном рабочем графике пару свободных часов, основательно подготовиться по теоретической части, запастись необходимым объёмом правильно подобранной тормозной жидкости и самостоятельно провести эту, в принципе, не такую уж и сложную процедуру. Не боги горшки обжигают! Заодно сэкономите часть денег из семейного бюджета, а также прощупаете собственный автомобиль своими руками и попутно проведёте визуальный осмотр состояния тормозной системы. А это весьма немаловажно.

Замена тормозной жидкости на СТО

Но прежде чем браться за самостоятельную замену тормозной жидкости в легковом автомобиле, важно знать, что не на всех автомашинах этот вариант возможен. Каждое правило имеет исключения и в этом случае самостоятельно поменять тормозной наполнитель не получится в автомобилях, оборудованных интегральной антиблокировочной системой тормозов (ABS). Эту операцию можно выполнить только с использованием специализированного фирменного оборудования, поскольку при проведении этой операции важно соблюдать правильный порядок открытия гидравлических клапанов. Также не стоит пытаться проводить замену жидкости своими силами на автомашинах, в бортовом оборудовании которых присутствуют системы курсовой устойчивости (ESP).

Последовательность операций при замене тормозной жидкости

Подготовительный этап

Заранее необходимо включить в свой ремонтный комплект:

  • правильно подобранную тормозную жидкость;
  • набор торцевых ключей;
  • тормозные шланги для откачки старой жидкости (можно использовать подходящие резиновые трубки диаметром 4 или 6 мм);
  • пустую прозрачно-пластмассовую тару объёмом около 2,0 литров;
  • ветошь и шприц.
Всё должно быть подготовлено
Позаботьтесь, чтобы всё необходимое было под рукой

Работы необходимо проводить при снятых колёсах, поэтому замену тормозной смеси в автомашине крайне желательно проводить в гараже, оборудованным автоподъёмником или смотровой ямой — это значительно облегчит и ускорит выполнение требуемых работ. Если подобного технического помещения нет, то сгодится и подъёмная эстакада, обеспечивающая лёгкий доступ к днищу машины. Иначе все процедуры придётся проводить с помощью домкрата, снимая, чтобы облегчить доступ к тормозам, все четыре колеса по очереди.

Колесо снято
Колёса должны быть сняты

Не будет лишним заблаговременно подготовиться теоретически, изучив мануал по обслуживанию своего автомобиля — потребуется уточнить, какая схема гидравлического контура применена в вашей «ласточке», диагональная или параллельная. От этого будет выстраиваться последовательность замены тормозной жидкости.

Также будет неплохо подыскать помощника из своего окружения, так как одному будет затруднительно проводить весь объём намеченных работ и при этом поддерживать минимально приемлемый уровень тормозной жидкости в бачке.

Основной этап замены тормозной жидкости

Выполняя дальнейшие работы с тормозной жидкостью, постоянно помните о том, что этот расходный материал весьма токсичен и попадание его на лакокрасочное покрытие автомобиля или на кожу рук нежелательно. Подняв капот, найдите, где расположен бачок тормозной жидкости и открутите крышку на этой ёмкости. Здесь следует проявить внимание и постараться не накапать со встроенного в крышку датчика тормозной жидкости (поплавка). Крышку с датчиком заверните в тряпку и отложите в сторону до окончания работ. Шприцем с тонким шлангом вместо иглы удаляем из бачка старую тормозную жидкость, чтобы не гонять её зря по тормозным магистралям, и, долив в бачок свежей тормозной жидкости, начинаем рабочий процесс.

Удаление старой жидкости

Начинается он с тормозов колеса, которое расположено на наибольшем удалении от тормозного цилиндра. Если ваш автомобиль имеет диагональную схему контуров (для праворульных авто), то последовательность работы с колёсами будет выглядеть следующим образом:

  • правое заднее;
  • левое переднее;
  • левое заднее;
  • правое переднее.

Если в автомашине используется параллельная схема контуров (для леворульных машин), то последовательность такая:

  • правое заднее;
  • левое заднее;
  • правое переднее;
  • левое переднее.

Шланг, подключенный к штуцеру

Сажаете помощника за руль, поближе к педали тормоза, а сами лезете под днище. Находите там, предварительно очистив от пыли и грязи, тормозной механизм нужного колеса, а, сняв защитный резиновый колпачок, обнаружите штуцер, на который необходимо надеть силиконовый шланг, через который будет сливаться в прозрачную ёмкость отработанный продукт. После этого надо дать команду своему помощнику, чтобы он начал интенсивно нажимать на педаль тормоза, три-четыре раза, после чего упереть её в «пол» до следующей команды. Эти действия производятся для того, чтобы создать в тормозном контуре избыточное давление. После этого необходимо на пол-оборота открутить гаечным ключом клапан на штуцере — в заготовленную ёмкость начнёт выдавливаться старая жидкость. Должно набраться около 200–250 грамм отработанного продукта. Как только напор ослабнет, закрутите клапан обратно и дайте команду помощнику отпустить педаль тормоза. После этого бегом к капоту и долейте в бачок ещё тормозной жидкости, так как её уровень к этому моменту уже уменьшится. Все эти действия надо циклически повторять до тех пор, пока по шлангу в банку не потечёт новая, более светлая по цвету, тормозная жидкость.

Слив старого состава

Все эти процедуры необходимо повторить на всех четырёх колёсах.

Окончательный этап — проверка

После окончания «отработки» всех четырёх колёс необходимо провести проверку их эффективности — машина при торможении на скорости около 40 километров в час должна сохранять курсовую устойчивость и плавно замедлять ход. Если же это происходит неравномерно и рывками, то, значит, во время замены жидкости в тормозную систему попал воздух. Следовательно, для устранения этого необходима прокачка тормозов. Осуществить это можно аналогично операциям основного этапа, но клапан надо отпускать уже на три четверти оборота. Ваш партнёр по этому делу, после пяти нажатий на педаль тормоза, должен удерживать её до тех пор, пока вновь выпускаемая часть жидкости не позволит педали коснуться пола. Остаётся только закрутить клапан до упора и дать команду товарищу отпустить тормоз. Проверить уровень тормозной жидкости в бачке — возможно, придётся опять немного добавить новую порцию. После прокачки тормоза должны стать чуть «прозрачнее» и более информативными.

Заключение

Тормозные жидкости требуется подбирать в строгом соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей. Обязательно выдерживать периодичность сроков замены жидкостей. Если вы приобрели уже подержанный автомобиль, то тормозную жидкость требуется сразу заменить, так как неизвестно, когда её в последний раз менял, и менял ли в принципе, старый хозяин. Настойчиво рекомендуется использование прокачки тормозной системы при очередной замене жидкости.

Бывшую в употреблении тормозную жидкость или ту, которая длительное время пребывала в открытом состоянии, уже нельзя использовать ещё раз, скорее всего, она уже насытилась влагой.

Не забывайте периодически проверять в бачке тормозной жидкости уровень и цветовую гамму тормозной смеси.